ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске функционировал производственный центр по выпуску серебряной посуды для нужд инородцев. Приобретаемые вогулами и остяками небольшие фигурки или предметы утвари преподносились в жертву собственным духам-покровителям. Часто с помощью серебряных блюдец обозначали лица фигур божеств. Прикрепление серебряного или медного блюдца к фигуре духа-покровителя, изготовленной из шуб, халатов или рубах, подчеркивало его священный образ. В целом можно говорить о временном и культурном феномене специализированном производстве русских металлических изделий для религиозных нужд манси и хантов.
В этом процессе достойное место занимает тобольский мастер Петр Тимофеевич Брюханов
Поход Ермака способствовал появлению первых русских городов за Уралом. В 1586 году была заложена Тюменская крепость, а на следующий год у слияния Тобола и Иртыша был основан Тобольск, ставший на долгие годы центром административной и духовной власти в Сибири.
На плане Тобольска, выполненном С. У. Ремезовым в конце XVII века, у подножия Троицкого мыса, на котором стоит кремль, показаны серебряные ряды. Главными заказчиками серебряников выступали тобольские архиереи, от имени которых в сибирские храмы и монастыри Сибири посылались серебряные кресты и потиры необходимые атрибуты богослужения. Мастера получали заказы также от воевод и губернаторов.
В первой половине XVIII века в Сибири начинаются разработки серебряных и медных рудников в 1726 году из руды с Колыванско-Воскресенского рудника Акинфия Демидова было выплавлено первое серебро.
В 17211724 гг. в рамках Петровских реформ население городов разделилось на «регулярных граждан», обладающих собственностью, и «подлых людей», ее не имеющих. Регулярные граждане объединялись в гильдии и цехи. Для городских ремесленников запись в цехи была обязательной.
В 1723 году в Тобольске был открыт губернский магистрат, который объединил в цехи и тобольских серебряников. В 1757 году утверждается должность пробирного мастера для Тобольска.
В XVIIIXIX вв. для всех городов России накладываемые пробирерами клейма состояли из клейма с гербом города или региона в щитках различной формы, клейма с начальными буквами имени и фамилии («именником») пробирного мастера с указанием года или без него, всегда в прямоугольном щитке, клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу серебра. Мастера, мастерские и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы с различным начертанием букв.
В 1765 году в Тобольске работало 13 серебряников; серебро китайского и бухарского привоза местные мастера покупали на Ирбитской ярмарке, в конце 1770-х гг. от бухарцев в Тобольскую губернию поступало ежегодно 50100 пудов серебра. Серебряные с чернью предметы, сделанные в 1770-х гг. в Тобольске, были украшены и местными сюжетами: охотник на лыжах, всадник, преследующий оленя и др. В конце XVIII в. три серебряных стакана стоили в Тобольске 15 руб. 87 коп.
Известны имена тобольских мастеров, работавших в 17801790 гг.; в делах Тобольского архива по Тобольской ремесленной управе в 1788 году дан перечень серебряников, включавший из мещан 11 человек, из цеховых 12 человек. В числе последних указан Петр Брюханов, 30 лет.
К сожалению, изделий, вышедших из серебряных мастерских Тобольска, до наших дней дошло мало. Небольшая группа тобольских серебряных изделий блюдец и пластин овальной и прямоугольной формы была обнаружена сотрудниками Приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН в 19832013 гг. в домашних святилищах хантов и манси. Наибольшее число вновь найденных предметов имеет на лицевой стороне клеймо мастера Петра Брюханова. До этих находок признанной работы Брюханова была известна нательная икона «Богоматерь Знамение» (на обороте стоят клейма: герб Тобольской губернии, 1794, ПБ. Она хранится в фондах ТГИАМЗ). Выяснилось, что и в ряде других музеев есть изделия с клеймом мастера ПБ, которые никто не атрибутировал.
В целом на сегодняшний день насчитывается 18 изделий (кроме иконы), вышедших из мастерской П. Брюханова: 11 блюдец, одна квадратная тарелочка, три прямоугольные и одна овальная пластины, две антропоморфные статуэтки.
Блюдца представляют собой маленькие тарелочки с выпуклым днищем; пластины прямоугольной формы плоские, овальной формы слегка выгнуты по оси. Изделия вырезались из серебряных пластин, большая часть изображений выполнена чеканкой, меньшая гравировкой.
Самое раннее изделие Брюханова датировано 1793 годом, самое позднее из встреченных 1822 годом. К 1793 году относится небольшая тарелочка с загнутыми краями (размеры 10×10 см); на лицевой стороне выбиты клейма: герб Тобольска (пирамида на пьедестале, с воинской арматурой, знаменами, барабаном и алебардами); …93 пробирера (в это время им был М. Богданов; прочитывается верхушка буквы Б); ПБ в прямоугольной рамке мастера Петра Тимофеевича Брюханова. В центре тарелочки в круглой рамке изображен скачущий вправо олень, сзади него дерево.
Известно четыре серебряных блюдца с фигурой оленя в центре, при этом животное могло изображать в движении как вправо, так и влево, фоном показаны деревья, кустарник, холмы. Края одного блюдца изображений не имеют, края двух блюдец украшены ветвями с листьями, у последнего экземпляра фигурные розетки, две рыбы и птица.
«Оленью» серию завершает блюдце с охотником, преследующим оленя.
На трех блюдцах в центре показан медведь, обнимающий передними лапами массивный сук дерева.
Выделяется блюдце с изображением конного воина, края изделия украшены фигурами четырех собак () и трех птиц.
С клеймом Брюханов были атрибутированы и три пластины прямоугольной формы. Их объединяет сцена охоты на оленя. Различия проявляются больше в количестве фигур: на первой пластине виден охотник, собака, олень и птица, на второй один охотник преследует оленя, второй с собакой травит белку, на третьей пластине два охотника, два оленя, белка и птица. В нижнем крае пластин к отверстиям подвешивались небольшие фигурки рыб и птиц, которые в своем большинстве были утеряны.
Единственная пластина овальной формы работы П. Брюханова украшена изображением оленя на фоне деревьев и кустарника.
Особняком стоят два серебряных блюдца из фондов МАЭ РАН. Первое изделие имеет на лицевой стороне изображения стоящей женщины в меховой одежде и сидящего рядом ребенка. На дне второго блюдца фигура мужчины в распашной одежде с луком в руке. Изображения на блюдцах выполнены по рисункам из книги И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» (1776 г.).
Несмотря на различные формы изделий (блюдца, пластины овальные и прямоугольные), вышедших из мастерской П. Брюханова, все они связаны единым охотничьим сюжетом. Исключение составляют две мужские статуэтки, выполненные в одной позе: одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Смысл этих поз, возможно, связан с танцем.
Чаще всего с помощью блюдец обозначали лица фигур божеств. Нередко блюдца, принесенные в дар божествам, с течением времени становились сердцевинами их фигур в домашних святилищах, прикрепление серебряного или медного блюдца к фигуре духа-покровителя, изготовленной из шуб, халатов или рубах, подчеркивало его священный образ. В пос. Анжигорт у хантов Елескиных сердцевиной головы семейного духа-покровителя, образованной свернутыми платками, являлось серебряное блюдце с изображением медведя.
Достаточно часто в домашних святилищах манси и хантов серебряные блюдца сопровождают жертвенные покрывала. Как известно, их шили для подношения Мир-сусне-хуму, фигурами которого они и были украшены. После изготовления покрывала проводилась церемония жертвоприношения коня Небесному всаднику, считалось, что в этот момент божество на своем крылатом коне должно спуститься с небес на землю. Присутствующие заранее ставили на траву или снег четыре серебряных блюдца, чтобы конь бога при этом не касался копытами грешной земли.
Пластины прямоугольной формы в обрядовой практике хантов и манси использовались следующим образом: для оформления фигур духов-покровителей, в виде жертвенного дара с магической целью, как головное украшение участников медвежьего праздника.
В 1962 году в Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей поступило изображение женского духа-покровителя казымских хантов Вут ими, ранее хранившееся в священном амбарчике на р. Кельс-Юган недалеко от пос. Юильск (ныне Белоярский район ХМАО). Фигура божества состоит из древесного каркаса, на который надеты матерчатые платки и металлические украшения-приклады. В числе последних пять серебряных пластин XVXVII вв. и шесть русских серебряных и медных пластин, изготовленных в Тобольске или ремесленных центрах севера Западной Сибири в конце XVIIIпервой трети XIX в.
Следующая группа пластин относится к разряду приношений божеству, которое сопровождалось просьбой об удачном охотничьем промысле (он и был изображен на пластине), в этом случае пластины называли йир «жертвой».
Последняя группа пластин относится к элементам головного украшения мужчин, выступавших в ходе драматических сценок и плясок богатырей-предков на медвежьем празднике.
В Ломбовоже в так называемом общественном доме среди культовой атрибутики, принадлежавшей ляпинским князцам Шешкиным, хранилось пять пластин, выполненных из серебра, посеребренной латуни и жести. В Ломбовоже проводили регулярные праздники с военными плясками. Мужчины, изображавшие пришедших на праздник мифических богатырей-предков, брали в руки мечи, надевали шелковые халаты, а на головы суконные ленты с пришитыми пластинами. Человек, надевавший наголовник с металлической пластиной, тем самым «перевоплощался» в божество, атрибут которого он использовал.
Овальных пластин у хантов и манси обнаружено немного. По форме эти пластины имитируют щитки для защиты запястья при стрельбе из лука. По сюжету, представленному на пластинах, можно говорить том, что они могли быть преподнесены божествам с просьбой о сохранности оленьего стада либо об удачном охотничьем промысле.
Мужские статуэтки выполняли роль семейных духов-покровителей: одна у манси в д. Ясунт, другая у хантов в д. Зеленый Яр. Они были обряжены в халаты и небольшие суконные головные уборы.
С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. К ним и были обращены запросы сибиряков на металлические изделия: блюда, чаши, статуэтки, фигурки, блюдца, бляхи и т. п. Русские ремесленники и торговцы продолжили традицию поставок серебряной и медной утвари на север Сибири. Скорее всего, они ориентировались на более ранние образцы Ирана, Средней Азии, Волжской Булгарии, Прикамья, которые им были хорошо известны.
«Иноверцы Березовской округи» (1783 г.) «болванов имеют деревянных из обрубка лесины разной величины.., а рожи приделывают высеченные на тонком железе» 1947, с. 96.
Большие литые серебряные иранские или булгарские блюда сменились штампованными тарелками, серебряными и медными блюдцами с изображениями всадников, животных и охотничьих сцен. Булгарские очелья могли вдохновить русских мастеров на создание прямоугольных пластин с охотничьим сюжетом. В XIXXX вв. в ритуальной практике пользовались вотивными русскими медными щитками для защиты запястья руки, напоминающими более ранние булгарские и прикамские образцы. Сохранение традиции, таким образом, во многом определялось заказом со стороны вогулов и остяков.
В XVIIIXIX вв. в Тобольске функционировал производственный центр по выпуску серебряной посуды для нужд инородцев, несколько мастерских находилось в Обдорске и Березове. По сравнению с предшествующими веками, мастерские работали уже на территории самой Сибири, в непосредственной близости с местами проживания клиентуры.
Русское серебро вошло в сферу семейной культовой атрибутики: приобретаемые вогулами и остяками небольшие фигурки или предметы утвари преподносились в жертву собственным духам-покровителям, служили основой для создания их фигур. В целом можно говорить о временном и культурном феномене специализированном производстве русских металлических изделий для религиозных нужд манси и хантов на протяжении XVIIIXIX вв. В этом процессе достойное место занимает тобольский мастер Петр Тимофеевич Брюханов.

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

ТОБОЛЬСКИЕ СЕРЕБРЯНИКИ С момента вхождения в состав Российского государства вогулы и остяки были включены в сферу активных торговых отношений с русскими людьми. В XVIIIXIX вв. в Тобольске

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *