ГОБЕЛЕН «АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС»

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

«Анжерский Апокалипсис» — это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность — 104 метра, высота двух рядов около 6 метров. Общая площадь коврового покрытия — 775 кв. метров. Но, конечно, он вызывает интерес не только своими размерами. Это не просто иллюстрация к созданному около 98 года н. э. Откровению Иоанна Богослова, но и прекрасный исторический документ.
Заказал эту серию шпалер в 1373 году Людовик I, герцог Анжуйский. Эскизы для будущего гобелена поручили сделать придворному живописцу французского короля Карла V Жану де Брюгге. Возможно, де Брюгге не читал сам текст Иоанна Богослова, а вдохновился миниатюрами из манускриптов англо-норманского цикла.
Не сохранилось никаких документальных источников, почему был выбран именно этот сюжет. Вероятно, это было отражение бед того времени: война между Англией и Францией, позже названная столетней, была в разгаре, и англичане заняли значительную часть Франции. Чума выкосила около трети населения, затем наступил голод. Народные бунты вспыхивали то тут, то там. В сознании средневекового человека все эти бедствия складывались в картину конца света.
Эскизы были увеличены до макетов, и ткачи приступили к работе. Изготавливались шпалеры в Париже, в мастерских придворного ткача Карла V Николя Батая. Они сотканы из шелка и шерсти, окрашенных натуральными красителями — индиго, желтоцвет, кармин, корень марены. Уникальность этого гобелена состоит и в том, что его обратная сторона полностью идентична внешней — все концы ниток спрятаны. Над шпалерами трудились более тридцати человек под руководством мастера Робера Пуансона, и в 1382 году работа была завершена.
Серия состояла из семи частей по четырнадцать шпалер — семь с красным фоном и семь с синим, расположенных в два ряда. Большая фигура сидящего под готическим балдахином благородного человека (Иоанн Богослов) открывала каждую часть. Вверху располагалась полоса с изображением неба и ангелов, внизу полоса земли с вытканной на ней растительностью. Между рядами помещался текст из святого Иоанна, который не дошел до нас.
Вообще, удивительно, что современные люди могут видеть сейчас этот памятник истории и искусства.
После смерти Людовика I шпалеры перешли к его сыну Людовику II, а затем Рене Доброму. В 1474 году серия по завещанию Рене была передана в Анжерский собор. Шпалеры хранились в сложенном виде, и выставлялись на обозрение в трансепте и нефе собора на Пасху, Троицу, Рождество.
Но мода на гобелены прошла, и в 1782 году цикл шпалер был выставлен на продажу. Покупателей не нашлось, и о шпалерах забыли. В начале девятнадцатого века к ним уже относились, как к ненужным тряпкам: резали на куски, использовали в качестве половиков. Во время ремонта во дворце епископа Анжера ими закрывали паркет.
В 30-40-х годах XIX века началась реставрация собора, и оставшиеся шпалеры убрали в резиденцию епископа. Именно там их обнаружил каноник Жубер. Он вернул гобелен в собор и в феврале 1849 года приступил к реставрации. Сохранились записи каноника, где он пытался восстановить порядок сцен, пронумеровывал части.
В 1864 году реставрация была завершена.
С 1870 года Луи де Фарси предпринял более радикальную реставрацию, и даже заново выткал некоторые недостающие сцены.
Почти на всех сценах с одной из сторон стоит сам Иоанн Богослов, который, как бы, сам повествует о приходе Апокалипсиса.
Все сцены идут на полотне в два ряда, на верхнем отображено то, что происходит на небесах, а на нижнем — что творится на земле.
В 1902 году цикл шпалер был признан историческим памятником, а с 1906 года он принадлежит государству.
В 1947 году было решено выставить этот шедевр в одном помещении, но такового не нашлось. В 1953-54 годах главный архитектор исторических памятников Бернард Витри построил на месте старых зданий во дворе Анжерского замка специальную галерею с огромными окнами. Через эти окна проникало слишком много цвета, из-за чего краски гобелена выцвели почти на 40 процентов. В 1975 году окна закрыли шторами, а в 1996 году галерею реконструировали, создав помещение в помещении. Сейчас шпалеры хранятся при постоянной температуре и освещены только искусственным светом.

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

ГОБЕЛЕН АНЖЕРСКИЙ АПОКАЛИПСИС Анжерский Апокалипсис - это самая большая серия средневековых шпалер, дошедших до наших дней. В настоящее время он состоит из 65 сцен, его протяженность - 104

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *