Советская «Хиросима»

Советская Хиросима Подводная лодка К-194 июля 1961 г. в Северной Атлантике на атомной подводной лодке К-19 произошла первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора.

Подводная лодка К-19
4 июля 1961 г. в Северной Атлантике на атомной подводной лодке К-19 произошла первая в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора.
Атомная подлодка К-19 проекта 658М была построена на Северном машиностроительном предприятии, расположенном в городе Северодвинске (Архангельская область), спущена на воду 11 октября 1959 г. и вступила в строй 12 ноября 1960 г. В июне 1961 г. К-19 включили в состав Северного флота.
К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Этим атомоходом, построенным по проекту ЦКБ «Рубин» в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомную подлодку «Джордж Вашингтон».
Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать походы в любые точки Земли в скрытном положении, находясь в толще вод Мирового океана.
В июне-июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и лодка К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев.
4 июля 1961 г. во время следования подводной лодки в Северную Атлантику для производства учебных стрельб произошла авария. В 04 час 15 мин сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на не отключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов.
Авария атомного реактора могла привести и к взрыву лодки, а впоследствии к глобальной экологической катастрофе радиоактивному отравлению вод Мирового океана.
Командиром лодки было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.
В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения, в результате распространения активных газов и аэрозолей осложнилась радиационная обстановка в обитаемых отсеках лодки.
Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни у 15 человек тяжелой, 11 средней и 16 легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и командир подлодки не мог сообщить об аварии в базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками, участвовавшими в учениях. Они сообщили командованию об аварии на АПЛ.
К терпящей бедствие подлодке направились корабли с медиками и спасателями. К вечеру 4 июля с подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа находиться в ней было опасно для жизни из-за радиации. Перед этим механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние.
Еще через несколько дней, когда к месту аварии подошли надводные корабли с медицинскими группами, К-19 взяли на буксир и перевели на базу. Все эти дни две дизельные подлодки, на которые были эвакуированы члены экипажа АПЛ, держали К-19 под прицелом торпедных аппаратов если бы на нее попытались проникнуть иностранные военные, то ее бы потопили.
Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован. Восемь человек, получивших максимальные дозы радиации, скончались в течение недели. Остальные долгое время проходили курс лечения.
Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, экипаж награжден ценными подарками, многие (в том числе посмертно) получили ордена и медали.
Атомная подлодка К-19 была отправлена в ремонт. В 1962-1964 гг. на ней были заменены оба атомных реактора.
После аварии 1961 г. подводная лодка К-19 получила у моряков прозвище «Хиросима» и репутацию «несчастливого» корабля, которую в дальнейшем весьма активно оправдывала. На ней были аварии, пожары, не избежала она и столкновений над водой и под водой.
15 ноября 1969 г. при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море К-19 столкнулась с американской субмариной Cato и, получив повреждения, вернулась к месту базирования. Авария, произошедшая с К-19 24 февраля 1972 года при несении боевой службы в Северной Атлантике, была трагической: в результате пожара в отсеках корабля погибли 28 человек.
После ЧП 1972 года подлодку отправили на судоремонтный завод «Звездочка» в г. Северодвинск, где ее обновили, модернизировали.
После ремонта К-19 еще не раз выходила на боевые дежурства в морские и океанские глубины. В 1990 г. ее вывели из боевого состава флота. Весной 2002 года легендарный подводный корабль Северного флота завершил свой последний поход: из Ара-губы его отбуксировали на судоремонтный завод «Нерпа» в Заполярье для утилизации.
Долгое время авария 1961 года на К-19 была засекречена. Моряки, дав подписку о «неразглашении», молчали о случившемся. О том, что с ними произошло, не говорили даже родственникам.
В 1990-е гг. о трагедии К-19 заговорили во всеуслышание. Вышли в свет газетные публикации, книги. В 2002 го. широкой публике был представлен американский кинофильм «К-19. Оставляющая вдов» (-19: The Widowmaer), главные роли в котором сыграли Харрисон Форд и Лайам Нисон.
Память о подвиге моряков с К-19 жива, 4 июля 1998 г. на Кузьминском кладбище в Москве был воздвигнут мемориальный памятник экипажу К-19. Силуэт подводной лодки объединяет 6 каменных надгробий.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *