«О, КТО ОНА..»

«О, КТО ОНА..» Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские

Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские должности, не имея ни малейшего понятия о делах, и подписывали бумаги, не читая их. Они тратили огромные деньги. Когда не имели своих, тратили казенные, поскольку красть собак, книги и казну в России никогда не считалось воровством. Но они не были ни доносчиками, ни шпионами и за подчиненных своих стояли головой…». Поистине Милорадович был «одним из полнейших их типов. Храбрый, блестящий, благородный, лихой, беззаботный, десять раз выкупленный царем Александром из долгов, волокита, мот, болтун, щеголь, любезнейший в мире человек, готовый восхищаться и в восхищении расчувствоваться. Идол солдат, управлявший несколько лет Петербургом, не зная ни одного закона…».
Еще один штрих к портрету Михаила Андреевича: для него быть первым на балу было таким же делом чести, как первенство на поле боя. Слабый пол он просто обожал, оттого и слыл известным волокитой. Любил театр и актрис, в окружении которых часто устраивал «шатры» в Екатерингофском парке.
Неудивительно, что среди служительниц Мельпомены борьба за сердце Милорадовича была довольно серьезной.
Победу одержала совсем юная танцовщица Екатерина Александровна Телешева, ставшая последней любовью прославленного генерала.
Наследница обедневшего дворянского рода Телешевых, она родилась в 1804 году (по некоторым свидетельствам в 1805-ом). На театральной сцене впервые появилась еще будучи воспитанницей Петербургского театрального училища в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора». Публика сразу обратила внимание на Катеньку с ее потрясающе выразительной мимикой и необычайной легкостью в танце.
О, кто она Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита
И вдруг как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной…
Созданье выспренного мира,
Скользит как по зыбям эфира,
Несется легкий метеор…
Это строки из стихотворения Александра Грибоедова, посвящённого Екатерине Телешевой. Написано оно было в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила», поставленном на сцене Большого театра северной столицы в декабре 1824 года.
Они познакомились на квартире у князя Шаховского, где собиралась вся петербургская богема. В письме к своему другу С.Н.Бегичеву Грибоедов писал: «Долго я жил уединенно от всех, вдруг тоска выехала на белый свет куда как не к Шаховскому В три, четыре вечера Телешова меня с ума свела, и тем легче, что в первый раз и сама свыклась с тем чувством, от которого я в грешной моей в жизни чернее угля выгорел. Между тем Телешова до такой степени в три недели нашей симпатии успела в танцах, что здесь не могли ей надивиться; всякий спрашивал ее, отчего такая перемена, такое совершенство. А я один стоя торжествовал; наконец разразился рифмами. С тех пор я остыл, реже вижусь, чтобы не разочароваться. Или то меня с ног сшибло, что теперь не так закрыто, завеса отдернута, сам целому городу пропечатал мою тайну, и с тех пор радость мне не в радость».
Улыбка внятная без слов,
Небрежно спущенный покров,
Как будто влаги обаянье,
Прерывно персей волнованье,
И томной думы полон взор…
Зачем манишь рукою нежной,
Зачем влачишь из дальних стран
Пришельца в плен твой неизбежный
К страданью неисцельных ран..
Безусловно, Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, был влюблен в Катеньку Телешеву. Но какой ей был прок от поэта и дипломата
Другое дело Милорадович граф, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. К тому же щедрый красавец, друг директора Императорских театров. Юная танцовщица сделала верный выбор, и Михаил Андреевич стал не только ее покровителем и любовником, но и фактически гражданским мужем.
Выпорхнув после театрального училища, она стала солисткой труппы Большого театра, где вскоре заняла ведущее место. На сцене выступала одновременно с Верой Зубовой. Обе были талантливы, обе красивы, обе имели массу поклонников. Подруги по училищу, они обратились впоследствии в соперниц не только из-за Милорадовича, но и по причине стремления называться первой балериной театра. Верх одержала Екатерина Телешева. С подачи своего покровителя, она пользовалась расположением закулисного начальства. Никто не смел отказать ей в роли, и уж тем более услужливый балетмейстер Дидло. Более того, в пору связи с Милорадовичем, ее называли «султаншей петербургских театров».
Однажды меж нею и другой талантливой солисткой балета Анастасией Новицкой случился конфликт. Причиной тому был отказ последней танцевать вторую роль в одном спектакле с Телешевой. В ситуацию вмешался сам генерал-губернатор. Прикрикнув на Новицкую, он пригрозил ей смирительным домом. Та так испугалась, что слегла. Узнав об этом, Милорадович устыдился своей несдержанности и решил принести свои извинения. Когда Новицкой стало известно о визите к ней генерал-губернатора, она еще более перепугалась и в три дня сгорела от «нервической лихорадки». Весть о кончине 32-летней балерины очень опечалила добросердечного Милорадовича…
Неизвестно, чем мог бы обернуться и другой серьезный конфликт — между Грибоедовым, ухаживающим за Телешевой, и ее покровителем.
Язвительный острослов Грибоедов нанес Милорадовичу один очень чувствительный удар. Милорадовичу очень нравилось, когда его называли Рыцарем Байярдом в честь легендарного средневекового героя, известного в истории под прозвищем «Рыцарь без страха и упрека». Правда недоброжелатели утверждали, что граф сам присвоил себе это лестное прозвище. Грибоедов слегка изменил французские слова прозвища, и оно стало звучать как «Рыцарь Болтун». И весь светский Петербург тут же подхватил эту шутку Милорадович действительно страдал болтливостью и любил щеголять красивыми фразами, иногда удачными, но чаще не очень.
Чтобы хоть как-то отомстить Грибоедову, Милорадович, узнав, что в театральном училище начали репетировать «Горе от ума», запретил постановку пьесы, не прошедшей цензуры. А потом поспособствовал отъезду соперника из Петербурга ведь у того уже истек срок отпуска.
Но окончательная развязка наступила 14 декабря 1825 года.
М.А. Милорадович отправился на Сенатскую площадь прямо из квартиры своей возлюбленной. Она осталась дома. Глядя из окна, наверняка, понимала, что происходит нечто тревожное… На улицу не выходила вероятно, любопытства имела значительно меньше осторожности. Ждала — граф обещал вернуться к обеду. Не вернулся и к ужину… О его ранении (выстрелом в спину декабристом Каховским) и смерти узнала совсем поздно от хозяина дома. Надо полагать огорчилась…
Реальной поддержкой для Телешевой теперь мог бы быть только Грибоедов, но он уже пребывал с дипломатической миссией на Кавказе…
Спустя четыре года Грибоедов погибнет в Тегеране, а Телешова будет продолжать танцевать, пленяя поклонников своим эфирным искусством.
Сам Кипренский запечатлел Телешеву в образе Зелии из балета «Приключение на охоте» — в милом платье, с косынкой на плечах, на голове кружевной чепчик. Белый фартук кокетливо перекинут на руке. На губах улыбка… От портрета веет теплотой и нежностью. Особенно многозначительно прописан полевой букет: ромашка, василек и колосья точно символизируют хрупкость земного существования…
Этой привлекательной стройной брюнеткой высокого роста был восхищен и Карл Брюллов. Он пригласил ее позировать для картины «Итальянка у фонтана».
И тут судьба уготовила ей встречу с весьма состоятельным человеком. Отставной штабс-капитан гвардии Афанасий Федорович Шишмарев был крупным коннозаводчиком и меценатом. Увлекался театром. Во внебрачном союзе с ним в жизни Телешевой все вскорости наладилось.
В 1827 году она получила звание придворной танцовщицы. О ее таланте современники писали: «При самой очаровательной наружности имела она столько чувства и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя…». И еще: «Это была увлекательная женщина, изящная и красивая».
В новом гражданском браке у Екатерины Александровны Телешевой родилось шестеро детей: пять сыновей и дочь, получивших фамилию матери. Театр знаменитая балерина I-й половины XIX века оставила в 38-летнем возрасте. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу…

«О, КТО ОНА..» Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские

«О, КТО ОНА..» Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские

«О, КТО ОНА..» Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские

«О, КТО ОНА..» Славный был человек генерал Михаил Андреевич Милорадович. Очень славный! Из тех людей, которые, как говорил Герцен, «занимали не только военные места, но и высшие гражданские

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *