ОПЕРАЦИЯ «ФРАНКТОН» СПЕЦНАЗ НА БАЙДАРКАХ

ОПЕРАЦИЯ «ФРАНКТОН» СПЕЦНАЗ НА БАЙДАРКАХ Вторая мировая война только разгоралась, а Германии уже крайне понадобилось стратегическое сырье... После падения Франции в июне 1940 года немецкий

Вторая мировая война только разгоралась, а Германии уже крайне понадобилось стратегическое сырье…
После падения Франции в июне 1940 года немецкий торговый флот доставлял все необходимые грузы через ее порты на атлантическом побережье. Оттуда их переправляли в нацистскую Германию для нужд военной промышленности.
Французские порты стали еще важнее после декабря 1941 года. Союзник Германии, Япония, захватила источник ценного сырья нефтяные месторождения в голландской Ост-Индии и плантации каучука в британской Малайзии. Все эти поставки шли через порт города Бордо в ста километрах вверх по реке Жиронда на юго-западе Франции. Одним из критериев мобильности вермахта стало производство автомобильных покрышек, для которых необходим натуральный каучук, делающий их наиболее крепкими и надежными.
Только в 1942 году сюда было доставлено свыше 25 тыс. т каучука. Это был один из немногих материалов, которому германская промышленность не смогла найти замену. Он был очень нужен для выпуска военной техники.
Было необходимо помешать этим поставкам.
Британский министр лорд Селбурн написал премьер-министру Уинстону Черчиллю рапорт, что эти потоки надо приостановить. Тогда была изучена возможность использования коммандос отборных подразделений, которые учредил У. Черчилль для диверсий в оккупированной нацистами Европе. Лорду Луису Маунтбеттену, руководителю штаба комбинированных операций, поручили разработать план такой операции.
Воздушную бомбардировку исключили сразу, поскольку она привела бы к гибели гражданского населения. Невозможной была и высадка морского десанта порт находился на реке Жиронда и был удален от океана на 100 км. Оставалась диверсионная операция с привлечением специальных сил.
В распоряжении Маунтбеттена была специальная секция, которой руководил майор морской пехоты Герберт Джордж Хаслер по прозвищу «Блонди».
Согласно замыслу Хаслера подводная лодка должна была доставить группу байдарок к устью Жиронды. Остававшиеся до порта 97 км спецназовцы должны были преодолеть за три ночи, днем прячась на берегу. Внутри гавани предполагалось потопить 6-12 судов с тем, чтобы заблокировать порт. Первоначально для операции предполагалось выделить три байдарки, но позже это количество увеличили до шести. После завершения операции диверсанты должны были пешком выйти к испанской границе, затем добраться до Гибралтара и оттуда эвакуироваться в Англию.
Операция получила название «Франктон».
27 июня 1942 года было объявлено о создании патрульно-бонового отряда Королевской морской пехоты. Базу отряда разместили на острове Саутси в Лампсфорте. Хаслер и его заместитель капитан Дж. Стюарт сразу же приступили к набору добровольцев: офицеров на курсах морской пехоты в Гаспорте, а матросов во вспомогательном батальоне в Портсмуте.
Началась интенсивная подготовка, в ходе которой отрабатывались управление байдаркой во всевозможных погодных условиях, маскировка и ориентирование, изучение района действий, горные восхождения, марш-броски, французский язык и минное дело. Хаслер вместе с инженером Фредом Готли сконструировал и испытал новую боевую лодку. Это было складное двухместное каноэ из специальной прорезиненной ткани длиной 4,6 м и шириной 0,6 м с пятью герметичными отсеками и грузоподъемностью до 300 кг. Каноэ легко проходило в торпедный аппарат подводной лодки и на воде оставалось незаметным для радаров.
Подготовка к рейду началась 20 октября 1942 года. Было сформировано два отряда. В первом были: байдарка «Сом» майор Хаслер и матрос Б. Спаркс, байдарка «Лангуст» капрал А. Лэйвер и матрос В. Миллс, байдарка «Угорь» капрал Ч. Шерд и матрос Д. Моффатт. Во второй вошли: лейтенант Д. Маккиннон и матрос Д. Конвей на байдарке «Каракатица», сержант Ч. Уоллес и матрос П. Иварт на байдарке «Сайда», матрос В, Эллери и матрос Э. Фишер на байдарке «Кашалот». Запасным, тринадцатым членом экипажа был матрос Н. Колли.
Каждая байдарка должна была нести на себе восемь магнитных мин, ключ для активации мины, три комплекта весел. И, конечно, компас, глубинометр, ремонтный мешок, фонарик, камуфляжные сети. А еще водонепроницаемые часы, лески, две ручные гранаты, продовольствие и воду из расчета на шесть дней. Каждый морпех получал пистолет-пулемет STEN M I, 11, автоматический пистолет Colt М1911 А1 и специальный нож.
30 ноября 1942 года подлодка «Тюна» покинула базу Холи-Лох в Шотландии , неся на борту шесть байдарок с экипажами. 7 декабря она достигла точки высадки спецназовцев.
С этого момента начались неприятности: байдарка «Кашалот» была повреждена при спуске на воду, и ее экипажу пришлось остаться на «Тюне». Еще на подходе к устью реки из-за сильного волнения и ветра были потеряны байдарки «Коулфиш» и «Конгер». Оставшиеся три лодки благополучно проскользнули мимо линии немецких дозорных кораблей и вошли в Жиронду. В 06:30 8 декабря, пройдя на веслах 32 км, экипажи «Кэтфиш» и «Крейфиш» причалили к берегу. Лодка «Каттлфиш» отстала, и в следующую ночь пропорола днище. Экипажу пришлось ее затопить. Из шести байдарок боеспособными остались лишь две.
Рано утром 10 декабря диверсанты вышли к острову Казо, находящемуся в 12 милях от Бордо, где вновь замаскировали байдарки. За следующую ночь отряд, преодолев оставшиеся 14 км, укрылся на западном берегу Гаронны в высоком тростнике, откуда можно было наблюдать за портом. Весь день 11 декабря, подготовив мины, морпехи отдыхали. Вечером в 21 час обе байдарки под покровом дождя отправились на выполнение задания.
Экипаж «Кэтфиш» разместил свои восемь мин на крупном «прорывателе блокады», только что прибывшим из Японии, сухогрузе, танкере и тральщике. Экипаж «Крейфиш», заминировал у южной стенки пятью минами большой транспорт и тремя небольшой лайнер. В 00:45 байдарки, вместе с отливом покинувшие гавань Бордо, встретились у острова Казо, после чего совместно спускались до самого утра по реке.
У деревни Блай диверсанты затопили свои байдарки и, уже окончательно разделившись, пешком отправились к испанской границе. Однако успех способствовал только майору Хаслеру и его напарнику матросу Спарксу, сумевшими благодаря помощи подпольщиков в конце марта 1943 года добраться до Гибралтара. Из остальных участников рейда шесть человек были захвачены немцами и казнены, а двое умерли от переохлаждения.
Вследствие ночной атаки 11 декабря сильные повреждения получили четыре судна: «Дрезден» (водоизмещением 8567 т), «Алабама» (5645 т), «Портленд» (7132 т) и «Танненфелс» (7840 т). Меньшие повреждения получили еще один танкер и тральщик. Севшие в порту на грунт суда не могли выйти в море в течение нескольких месяцев, что серьезно отразилось на графике поставок стратегических материалов на военные заводы рейха. Уинстон Черчилль считал, что операция «Франктон» как минимум на шесть месяцев помогла сократить войну прежде всего, благодаря срыву поставок каучука.
А вот мнение Маунтбеттена: «Из всех храбрых и лихих рейдов, проведенных участниками комбинированных операций, ни один не был таким мужественным и творческим, как операция «Франктон»».
Хаслер, получив звание подполковника, вернулся к работе в штабе комбинированных операций. Он работал над заброской байдарок в тыл противника на летающих лодках, принимал участие в создании и испытании подводной байдарки «Спящая красавица».
После войны Хаслер нашел себя в парусном спорте. Он изобрел механический автопилот рулевого механизма, который совершил революцию в мире яхт, управляемых в одиночку, и стал инициатором трансатлантической регаты Плимут Ньюпорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *