ЗЛОЙ ТЭНГУ

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если сравнивать его с европейскими аналогами, то наиболее близок к тэнгу будет гоблин или леший. В Ямало-Ненецком округе есть мифологический персонаж со звучным названием — тунгу. Так здесь называют дикого человека. Изображается он чаще всего худым, высоким и лохматым. Тунгу умеет быстро бегать и пронзительно свистеть (чем напоминает Соловея-Разбойника). В холодное время года тунгу набрасывает на себя шкуры, чтобы согреться. Если говорить о самом слове «тэнгу», то буквально оно означает «Небесная собака». Корни этого названия относятся опять же к китайской мифологии, в которой есть существо со схожим именем — Тяньхоу («Небесная гончая»). По одной из легенд, однажды на Китай упал метеорит огромных размеров, а его шлейф был похож на большой хвост. Так Тяньхоу получил своё имя, а Китай получил свою легенду о могущественном горном божестве, похожего на гибрид человека и собаки, обладающего вороньим клювом.
В Китае, а потом и в Японии, к тэнгу относят существ, которые обитают в горах и лесах. Согласно легендам они жили отшельниками, хотя бывали случаи, когда тэнгу сбивались в стаи. Излюбленными местами обитания тэнгу являются верхушки деревьев (старые сосны или криптомерии), у которых искривлены стволы. Внешность у тэнгу довольно специфическая — он представляет собой существо огромного роста с красным лицом и длинным носом. Скорее всего, птичьи черты своей внешности тэнгу перенял от китайского или индуистского прообраза, а возможно даже от слияния этих образов.
Есть у тэнгу, конечно же, и сверхъестественные способности. Например, они могут превращаться в человека, а также по своему желанию принимать облик самых различных животных. Тэнгу могут общаться с людьми, не раскрывая рта (телепатически). Также без помощи крыльев они могут молниеносно переместиться из одного места в другое. А иногда тэнгу могут посетить человека во сне без приглашения. Тэнгу считаются покровителями боевых искусств, так как сами являются умелыми войнами. В то же время они не прочь попроказничать, например устроить подвох какому-нибудь хвастливому или заносчивому монаху. Тэнгу отличаются своим стремлением к справедливости, потому могут наказать того, кто злоупотребляет властью или знаниями для того, чтобы получить влиятельное положение в обществе или достичь славы. В прошлом тэнгу любили наказывать тщеславных и самодовольных самураев. Кроме того, им ненавистны люди с пороками и хвастуны.
Эти существа часто морочат и пугают путников, отправившихся в горы, своим громовым хохотом. Также они не прочь подначить лесорубов, которые отважились забрести в глубь чащи.
Впервые тэнгу, как японский леший, упоминается в «Повести о дупле» («Уцубо моногатари»), которая относится к концу десятого века. На территорию Японии тэнгу пришёл вместе с буддизмом в 6-7 веках нашей эры из соседних государств — Китая и Кореи. Немного позже, а именно в 720 году, в книге Нихон Сёки появляются записи об этих существах. Данные записи были непосредственным образом связаны с горой Курама, которая находится близ Кибунэ, и является обителью легендарного беловолосого короля тэнгу, звавшегося Содзёбо.
Согласно японским легендам и мифам, тэнгу происходят от Сусано-о (первородное японское божество). Упоминания об этих мифических существа можно встретить не только применительно к религиозным притчам и легендам, но и в старинных мифах о японских боевых искусствах, в частности о нинпо и ниндзюцу. По одной из легенд, тэнгу обладали «Тэнгу-гайдзюцу-рон» (божественной техникой боя). Примечательна данная техника тем, что именно её использовали ниндзя, которые носили одежду чёрного цвета и маску, которая, кстати, называется Тэнгу-ги. Предназначение маски было в маскировке, а также устрашении врага (она придавала облику ниндзя демонические черты). О связи тэнгу и ниндзя речь пойдёт ниже.
К самому старинному виду тэнгу относятся Карасу. Это их живописцы изображали в виде вороно-подобных существ, имеющих человеческое тело, а также сверхкрепкие зубы, которыми они могли легко перекусить железный меч, а на закуску наконечник копья. Ходили легенды, что именно эти тэнгу особенно тщательно оберегали леса, в которых они обитали. Они без колебаний могли порвать на части людей, которые бездумно вырубали деревья. Однако тэнгу могли поступить с такими злоумышленниками и по-другому — они похищали человека, а через некоторое время отпускали его. После пережитого потрясения такие люди становились слабоумными и в народе их называли «похищенный тэнгу» (тэнгу какуси).
В 13 веке о тэнгу появляются новые легенды. В них тэнгу превращаются в ямабуси (горные монахи). Само слово «ямабуси» имеет значение «оседать в горах», что подразумевает под собой уединённое странствование монахов по горам и ущельям. Данные странствования уходят корнями в уникальную для Японии религию Сюгэндо. Эта религия развилась из обычая почитания и поклонения местным священным горам, которые с давних пор почитались, как места, откуда происходили или где пребывали боги-ками. Со временем об этих горах люди стали складывать легенды, в которых нашлось место и для тэнгу. Наибольшее распространение медитации в горных районах получили в 794-1185 годах (середина периода Хэйан).
Отождествлять тэнгу с ямабуси стали из-за ассоциации тэнгу с горными массивами, а также магическими занятиями. Как и было сказано выше, люди верили в сверхъестественные силу этих существ и их способность превращаться в людей и животных. В свою очередь монахи ямабуси надеялись на то, что уединившись в горах и ведя аскетический образ жизни отшельника, они смогут получить хотя бы некоторые из магических навыков тэнгу. В связи с этим люди стали отождествлять ямабуси с тэнгу и начали изображать этих существ в облике ямабуси. Чаще всего тэнгу-ямабуси появлялись на людях в облике босоногого странствующего пожилого монаха, хотя легко могли принять облик женщины, мужчины или даже ребёнка. Ямабуси являлись яростными защитниками Дхармы или по-другому учения Будды и потому наказывали любого, кто вводил в заблуждение окружающих, используя при этом религиозные доктрины. В отдельных случаях поведение тэнгу не поддавалось объяснению и было загадочным для людей, но такой была суть этих обитателей горных лесов.
Позже, в период Эдо, число горных монахов стало расти ещё больше, и поэтому связь «тэнгу-ямабуси» крепла день ото дня. Однако теперь ямабуси уже не занимались религией, а переквалифицировались на изгнание демонов, лечение болезней и возврат украденных вещей. Неоспоримым фактом является значительное влияние тэнгу на японские боевые искусства (кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и др.), о чём свидетельствуют многочисленные рисунки, на которых изображены тэнгу. Люди относились к тэнгу по-разному. С одной стороны эти существа являлись защитниками и покровителями горных святилищ. А с другой стороны, они были жестокими обманщиками и похитителями взрослых и детей, разжигателями пожаров и убийцами тех, кто покушался на деревья в лесах тэнгу.
Тэнгу являются обладателями довольно странного чувства юмора, а их хитрость не уступает их же надменности. Эти существа выходят победителями из схваток, благодаря своей магической силы, которой у них более чем достаточно. Также они не преминули использовать физическую или ментальную силу. Согласно народным поверьям, в тэнгу после смерти мог превратиться гордец или человек, который не смог избавиться от злобы при жизни, а также священник, не сумевший познать истины или лжец, использовавший веру в своих корыстных целях. Причём вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году им даже отправили официальную просьбу об освобождении провинции, через которые ехал сёгун.

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

ЗЛОЙ ТЭНГУ В японскую мифологию тэнгу пришёл из Китая (как и многие другие мифологические существа). У японцев тэнгу считается могущественным горным духом, владыкой и хранителем лесов. Если

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *