ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ — ИСТОРИЯ МУФТЫ

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

Серебряный век.
У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!), на шёлковой или атласной подкладке, и даже, может быть, с лентами и бантами, как у знаменитой Незнакомки с картины Крамского…
…В те времена, когда и дамы, и кавалеры носили одеяния с длинными и широкими рукавами, в муфтах не было нужды. В холода они могли спрятать руки в отворотах рукавов, отделанных мехом или просто сделанных из плотных тёплых тканей, точно так же, как и сегодня, позабыв перчатки дома, мы стремимся спрятать руки в рукавах пальто.
Но шли годы, и вот рукава уже не доходили до кончиков пальцев, и не ниспадали пышными складками может быть, именно поэтому люди и задумались, как можно дополнительно защитить мёрзнущие в стужу руки..
Судя по всему, муфты появились в середине XVI века в Италии. Да, это страна не с самым суровым климатом, зато знающая толк в роскоши! Да и замёрзнуть вполне можно и там
Чезаре Вечеллио, двоюродной брат знаменитого живописца Тициана, так описывал в своей книге, посвящённой тогдашнему костюму, «пожилых и скромных венецианских дам» в самом конце XVI века: «Зимой они носят муфты из хорошего меха муфты подбиты шёлком или бархатом или другой материей, а летом перчатки».
Муфты во Флоренции называли «manichino», что буквально означает «отворот, обшлаг на рукаве».
Кокетки-итальянки носили муфты, отделанные лебяжьим пухом, с пуговками из золота или хрусталя, а иногда вешали их на шею с помощью шёлковых лент.
Да, там были неравнодушны к мехам недаром именно в Италии в начале XVI века возникла, а затем и распространилась по Европе мода на «zibellini» (то есть буквально «соболей»), меховые шкурки с лапками, хвостиком и головой, которых отделывали драгоценными металлами и камнями и пристёгивали на цепочке к поясу. Их зачастую называют «блохоловками», что, скорее всего, неправда (зачем блохе спрыгивать с тёплого тела на неживую шкурку, где и поживиться-то нечем). Вероятно, это была просто, как сказали бы сегодня, «статусная» безделушка, которая показывала, что её владелица может позволить себе дорогой мех. Их накидывали на плечо, на сгиб локтя, держали в руках, с ними отправлялись на прогулки и позировали для парадных портретов Гладить мех так приятно! И не только зимой. Так что «соболька» вполне можно счесть если не братом муфты, то его кузеном.
Муфты быстро вошли в моду, и уже в конце 1570-х упоминаются среди предметов обширного гардероба английской королевы Елизаветы I. Правда, у королевы всё должно быть роскошным, и просто меха недостаточно. Так что потом у королевы появится муфта «из серебряной парчи, очень красиво вышитая венецианским золотом, серебром, шёлком и мелким жемчугом, с узорами в виде зверей, птиц и деревьев; с пятью жемчужными пуговицами, подбитая красным плюшем».
Муфту не обязательно было носить только зимой. Холодным осенним или весенним вечером она тоже вполне могла пригодиться. К тому же, она не просто грела руки. В те времена, когда дамы сумочек не носили, вместительные муфты их вполне заменяли внутрь специального отделения можно было положить зеркальце, деньги, носовой платок, флакончик духов, словом, все дамские мелочи, без которых и не выйдешь из дому.
Муфту можно было надушить, что, с одной стороны, хотя бы немного перебивало неприятные запахи улицы, а с другой оставляло за дамой длинный шлейф, который уличная грязь не в силах запачкать шлейф из аромата. Один француз-гугенот, который решил послать в подарок Елизавете I муфту, велел отделать её роскошным мехом, а вот надушить не решился, потому что «не знал, какой аромат нравится Её Величеству».
Традиция ароматизировать муфту держалась столетиями, и одна из героинь Жорж Санд так описывала своё детство, в течение которого мать приучала её обращать внимание на те мелочи, которые делают из обычной женщины настоящую даму: «Наконец мы выходили из дому, и, слыша шорох наших платьев, вдыхая аромат наших надушенных муфт, все оборачивались, чтобы поглядеть нам вслед».
В 1640-ых годах один художник, родом из Богемии, приехал в Англию. Благодаря его рисункам и гравюрам можно во всех деталях рассмотреть наряды, которые носили тогдашние дамы, причём в разные времена года.
И на гравюре «Зима» дама старается защитить себя от холода всевозможными способами капюшон, горжетка из соболя, и даже полумаска, закрывающая лицо. А муфта Как же без неё! Соболья, в пару к горжетке.
А на другой гравюре всё тот же Венцеслас Холлар изобразил целую россыпь дамского счастья шляпка, веер, перчатки, и муфты, муфты, муфты
И таких изображений у него целая серия!
Можно предположить, что мастер явно испытывал слабость к этим прелестным меховушкам. Говорили, что он просто обожал меха, но кто поставит в вину такую склонность Мужчины тоже любят мех.
В 1689 году король-Солнце Людовик XIV принимал у себя английского короля-изгнанника Иакова II. И сами короли, и их придворные были разодеты по последней моде кафтаны-жюстокоры, пышные жабо и манжеты, длинные парики и муфты. Что ж, мужская мода той эпохи весьма женственна; высокие каблуки, надушенные локоны, кружева, банты, так что муфты на длинных широких шёлковых лентах вполне вписываются в эту картину и никого не удивляют.
Разве что возмущают.
Герцогиня Ньюкастл язвила по поводу этой моды: «Как мужчина может править лошадью или держать меч, если он спрятал руки в муфту»
Да вот ещё, держать оружие! Настоящий придворный изящно танцует, не менее изящно кланяется, в одной руке у него табакерка, в другой трость с лентами, на шее муфта Его руки так белы и нежны, что годятся только для шёлковых перчаток и бархатных муфт.
Спасибо королю Людовику, который властвовал над Францией, над её модой, а, значит, и над всей Европой. Благодаря ему муфта надолго вошла в мужской костюм. И, надо полагать, король немало этому радовался, когда, уже будучи пожилым человеком, прятал руки в тёплые меха.
В конце XVII века мода была всё так же кокетлива и всё более непрактична. Дамы (равно как и кавалеры) носят небольшие шляпки, причём не на голове, а на руке или под рукой зачем же приминать высокие сложные причёски а муфты становятся совсем крошечными, и греют уже не столько руки, сколько душу, которая радуется обладанию красивой дорогой вещицей.
А в следующем веке, просто обожавшем безделушки, аксессуары, отделку, словом, всё то, что превращало женщин и мужчин в фарфорово-прелестных дам и кавалеров, муфты были самыми разными.
Так, посол Италии в Англии, отправившись в Париж в 1768 году, писал оттуда: «Муфты нынче в моде, их носят и потому что это элегантно, и потому что это удобно. Форма их постоянно меняется. Нынче носят маленькие, украшенные пухом и отделанные чёрным или серым атласом».
Впрочем, иногда муфты достигали гигантских размеров, и на модных гравюрах и карикатурах изображали модников обоего пола, муфты которых, сделанные из меха с очень длинным ворсом (например, ангорских коз), когда их держали в руках, доходили едва ли не до пола, напоминая при этом охапки сена.
Большие муфты были в моде и в самом конце галантного века, когда он уже перестал быть галантным с относительно простыми платьями в стиле ампир, с их завышенными талиями, и с такой же верхней одеждой отлично сочетались пышные огромные муфты.
А вот начиная со второго десятилетия XIX века, они исчезают, и на смену им приходят маленькие муфточки.
Впрочем, мода на них будет постоянно прыгать туда-сюда, как кокетка в бальном зале. Юная английская леди, которая вышла замуж в холодном декабре 1823 г., писала впоследствии в своих воспоминаниях: «После церемонии няня закутала меня в меховую накидку, которая доходила до пят, а руки мои спрятала в муфту, отделанную лебяжьим пухом, такую огромную, что через неё вполне бы мог проскочить Арлекин!»
Если верить одному из модных журналов, в 1834 г., без муфт по-прежнему просто нельзя было обойтись: «Все почти дамы носят меховые муфты, атласные, гладкие, или печатные узорчатые, или шитые, с двумя бантами из лент по концам».
На протяжении всего XIX века элегантные дамы и пытающиеся подражать им маленькие дочки буду носить эти изящные, тёплые, пушистые и такие нарядные аксессуары.
Всевозможные накидки, манто, мантелеты, и муфты, гармонирующие со всем остальным нарядом были такой же необходимой деталью туалета, как и перчатки. Не роскошь, а средство передвижения пусть от крыльца к экипажу и от него до другого крыльца.
В «Энциклопедии для женщин», которая выходила в 1910-1912 гг., муфте, как важнейшему аксессуару, был посвящён целый раздел, начинавшийся словам «меховая муфта одна из радостей жизни».
Миссис Фицрой Стюарт, строгий автор статьи, знаток мод и правил хорошего тона, подробно расписывала, кому какой муфтой лучше воспользоваться. Ибо муфта должна быть выбрана «в соответствии не только с вашими средствами, но и с вашим образом жизни, и с вашим внешним видом».
Дамам плотным, полным рекомендовалось избегать муфт больших, и из меха с длинным ворсом, белых и цветных. Им предлагали небольшие, квадратные, из гладкого меха вроде норки.
Дамам хрупким, маленького роста тоже не следовало носить большие пышные муфты ведь нужно точно соблюдать пропорции во всём!
А вот дамам «хорошеньким» (читай гармонично сложённым) можно всё, что угодно. Но, конечно, в разумных пределах.
Кроме того, муфта не воротник, выбирать мех для неё можно даже тот, который, казалось бы, и не к лицу (в буквальном смысле этого выражения). И всё-таки определённые правила существуют. Горностай и шиншилла для тех, у кого идеальная кожа, белоснежный мех например, лисий пристал только юным девушкам, или тем, у кого контрастная внешность. А вот тёмные меха способны украсить собой почти любую
Всё не так просто, оказывается.
«Из встреченных мною десяти я насчитала пятерых, которые несли муфты перед собой, словно тащили тяжёлые пакеты, одна прихватила муфту и юбку одной и той же рукой, две прятали в муфты свои замёрзшие носы, одна размахивала ею, точно игрушкой, и лишь десятая несла драгоценный меховой свёрток, словно истинная парижанка».
А ещё миссис Фицрой Старт добавляла: «В давнюю пору венецианки носили в муфтах своих крошечных собачек точно так же, как светские дамы поступают и в наши дни».
Впрочем, по другим источникам такая мода возникла в XVIII веке, и то была недолгой уж слишком это было экстравагантно.
Мужчины же, как ни странно, тоже продолжали носить муфты, только совсем не такие, как раньше, когда их костюм по богатству отделки ничем не уступал женскому. Охотничьи муфты. Разумеется, они куда более скромные, но зато непременно очень тёплые ведь охотнику иногда приходится неподвижно сидеть или лежать часами. А внутрь такой муфты вполне можно вшить нет, не шёлковый кармашек. А патронташ!
В XX веке, когда женщин завертело в бурном вихре, им зачастую стало не до муфт. Но и совсем забыть о них тоже не получилось. Так что то и дело дамы, для которых девизом стала фраза из книги Луизы Олкотт «Маленькие женщины», «будем элегантны или умрём!», появлялись с очаровательными муфтами.
И известные дома моды тоже нет-нет, да и дополняли свои очередные модели этим аксессуаром, от Шанель до Зака Позена.
Обязательна ли нужна для муфты огромная шляпа с перьями или бархатное манто Вовсе нет.
Пальто или меховой жилет в сочетании с муфтой тоже будут смотреться отлично. И строгий деловой костюм тоже. Не говоря уж об универсальном маленьком чёрном платье (или не чёрном)!
Более того, кто сказал, что к джинсам и джемперу нельзя надеть муфту Можно! И пусть она будет вязаной, как джемпер, только из меха.
Словом, если уж нам всё равно приходится в холода прятать руки, то лучше в муфту, чем в карманы.

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ - ИСТОРИЯ МУФТЫ Серебряный век. У его героинь непременно есть муфта из пышного, или, наоборот, гладкого меха (разумеется, в зависимости от того, чем отделано пальто или шубка!),

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *