ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

А в 751 году Меровинги сменились Каролингами
Немного предыстории.
Хильдерик I — один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена и достоверно идентифицирована. Отец Хильдерика был основателем династии, а вот его сын Хлодвиг должен по праву считаться основателем франкской державы, заложившим основы государственного устройства, законодательства, активной внешней политики. Он в конце V века объединил под своей властью разрозненные племена франков, покорил саксов, бургундов и вестготов, принял католичество. Хлодвиг сделал свое королевство самым могущественным в Европе, если не считать Византии.
Но он же сыграл и роковую роль в истории своей державы. Умерев на тридцатом году правления, он завещал страну четырем своим сыновьям, не желая, чтобы кто-либо из длинноволосых отпрысков был ущемлен в королевских правах. Единая страна разделилась на четыре части. И это было только начало, ведь и сами дети тоже вскоре стали отцами…
Острая конкуренция среди лиц царских кровей вела к взаимному уничтожению. Этим грешили не только сыновья и братья, происходящие из некогда единого корня, но даже их матери. Чего стоит знаменитая Брунгильда, супруга Сигиберта первого, героиня германского эпоса, бабка, жена, сестра, мать, тетка нескольких десятков королей, из которых одиннадцать сошли в могилу благодаря её весьма деятельному участию. Один историк обозначил образ правления Меровингов, как «умеряемый убийством деспотизм».
Острой необходимости в таком количестве королей у простого народа не было, поэтому франки до поры до времени спокойно взирали на королевские забавы. Но когда в результате семейных распрей оказались почти полностью истреблены сразу два (!) королевских рода из корня Хлодвига, и жители двух огромных частей франкского мира вообще лишились законных правителей, их терпению пришел конец. Свободолюбивые франки (само слово «франк» означает «доблестный») решили взять бразды правления в собственные руки.
Население различных областей домена Хлодвига, включая бургундов и саксов, объединилось и после казни злополучной Брунгильды провозгласило единым монархом Хлотаря. Случилось это в 584 году. Династическим усобицам пришел конец. Поэтому за Хлотарем и его сыном Дагобертом, наряду с традиционным прозвищем «длинноволосый» (волос Меровинги не стригли), закрепилось еще прозвище « добрый».
Но добрых королей очень быстро сменили их потомки, вошедшие в историю под именем «ленивых», так как реальные бразды правления они отдали своим майордомам, и усобицы продолжились уже среди них.
Последний Меровинг, Хильдерик III, «распустив волосы и отрастив бороду, восседал в одиночестве и изображал из себя правителя», как писал один из летописцев. Хильдерика сместил управитель его собственного дворца в 751 году.
Пришла эпоха Каролингов.
Период в дороманском искусстве, отмеченный явным влиянием античности это время Каролингской империи (конец VIII первая половина IX в.). Она так названа по имени Карла Великого (768814), императора франков.
Карл великий объединил огромные земли современной Германии, Франции, Италии, а также Испании и с 800 года короновался, как новый император римлян. Завоевание Равенны, Походы на Рим, конечно, познакомили ещё диких франков с высоким искусством Древнего Рима, а также с раннехристианским искусством.
Возникли новые произведения искусства, на которые влияли следы античности, это было подражание ей. В то время центрами культуры были монастыри, они представляли собой сложный архитектурный комплекс, центром его была базилика с ризницей и библиотекой со скрипторием. Было очень скромным внешнее убранство монастырских церквей. Это могли быть плитки разных оттенков в облицовке, порой резные капители колонн.
Однако внутри все стены богато расписывались орнаментами, покрывались фресками и мозаикой.
В IX в монументальная живопись. была на очень высокой ступени развития, но до нашего времени памятников почти не сохранилось. В орнаментах ещё не было экспрессивности, это новые черты, которые будут свойственны уже западноевропейскому средневековью.
Из сохранившихся до нашего времени монастырей также стоит упомянуть старинный бенедиктинский монастырь, расположенный в швейцарской деревне Мюстаир Монастырь Святого Иоанна В1983-ом году он был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как лучший сохранившийся монастырь эпохи Каролингов.
В Каролингской империи появилось сразу несколько крупных центров изготовления книг, возникли разные по стилю написания и декорирования орнаментами школы Годескалькая школа, реймсская, а также турская школа. Каждая из школ отличалась от другой.
Х век был бедственным Европы. На запад из Скандинавии пришли норманны, с востока явились венгры, арабы нападали со Средиземноморья. Культурная жизнь жила только на окраинах, в Англии и Испании.
Книга при этом оставалась единственным памятником культуры того времени. Кстати, самой популярной книгой был Апокалипсис — Откровение св. Иоанна, которое предвещало гибель всего человечества за его грехи.
Король Отгон I В 962 г. коронуется в Риме, при этом положив начало «Священной Римской империи германской нации». На захваченных им землях восточной Германии, а именно, в Саксонии, строятся неприступные и суровые монастыри.
Настенные орнаменты и фрески того времени почти не сохранились, но в миниатюре книг того времени представлена графичность, явная плоскостность, очень холодные локальные цвета.
При этом сведен до минимума пейзаж, явно преобладает золотой фон, а экспрессивность чувств доведена до критического предела. Но зооморфный орнамент по прежнему преобладает: в декор книг вплетаются чудища, весьма забавные фантастические фигурки.
Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате реформы установилось четкое письмо каролингский минускул. Каролингский минускул послужил основой для современного начертания латинских букв. Миниатюры обычно были цветными, так же как и заглавные буквы, которые изображались то в виде рыб или животных, то в виде птиц, например аистов со змеей в клюве, петухов, уток, павлинов. Были заглавные буквы в виде особых сочетаний из листьев и «звериной орнаментики». Широкое применение в монастырских рукописях имел орнамент в виде ленточной пленки.
Зооморфные мотивы присутствуют в предметах декоративно — прикладного искусства, в изделиях из дерева, бронзы, стука, в рельефах, в произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в резьбе из слоновой кости, в ковке железа. Из железа делали решетки, ограды, замки, оковку сундуков.
Живопись того времени была заполнена теми же орнаментальными мотивами «звериного стиля»: художники стилизовали разных зверей, различных птиц, устрашающих чудовищ и ужасных демонов. Все это ярко проявлялось в орнаментальных работах, в которых часто подчёркнуто выделяли изображения некоторых частей тел животных. Скорей всего такой орнамент обладал некоторым магическим смыслом.
В целом древняя живопись доромнского периода была очень динамична, что было неведомо в античные времена Иногда орнамент начинался с одного мотива, а заканчивался совершенно иным.
Подобный динамизм выражал своё мироощущение давних кочевых народов, которые хотели завоёвывать новые земли.
То есть, до начала восьмого столетия орнамент господствовал в Европейской живописи, полностью покрывал все возможные свободные поверхности: деревянную мебель, стены храмов, церковную утварь, а также помещения жилых домов.
В Дороманский период возникла средневековая архитектура, это было время её становления. Именно во времена раннего христианства начинают сооружаться первые базилики. До этого церкви христиан находились в катакомбах, глубоко под землёй. К сожалению, ранние церкви до наших дней не сохранились.
Эпоху Карла Великого порой называют «каролингским возрождением»: пытаясь возродить величие Древнего Рима в новом облике, империя Карла активно приобщалась к достижениям поздней античности в своем художественном творчестве. Теперь уже не волнистый плетеный узор, не абстрактный зооморфный орнамент, нужна была ясность конкретность форм. Новый орнамент должен был как- бы преодолевать хаос, олицетворять устойчивость. Поэтому в указах было написано, что «живопись допустима в церквах только для того, чтобы неграмотный вполне мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Образы немногих сохранившихся от тех времен монументальных росписей, орнаментов очень внушительны и хороши.
В большом количестве сохранились миниатюры каролингской эпохи, например, миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в них виртуозность и динамичность орнамента и рисунка, унаследованные от англо-ирландской миниатюры, создают прекрасную выразительность образов. Знаменитая Утрехтская псалтырь содержит 165 рисунков, выполненных коричневыми чернилами. Однако, в непрерывных войнах погибали очаги культуры и памятники искусства, распри ускоряли распад каролингской государственности.
Наиболее интересной стороной предметного творчества этого периода является ювелирное искусство. Пряжки для ремней, застежки для плащей, рукоятки для мечей, так же церковная утварь — эти вещи были очень качественными, т.к. делались для бога, церкви или знатных воинов и вождей.
К IX-X веку постепенно уровень производства повысился, и европейцы стали черпать и учиться у греков и римлян.
Популярный декоративный элемент «плетенка», позаимствованная у кельтов, представлял собой сложный орнамент из переплетающихся лент, заканчивающихся человеческими или животными головами, распространены были стилизованные изображения животных и птиц, особенно орлов, являвшихся излюбленной птицей вестготских вождей.
До нашего времени сохранились различные искусно сделанные предметы, служившие для украшения церквей или употреблявшиеся во время церковной службы, богато орнаментированные колокола; раки, служившие для хранения мощей, украшенные резными изделиями из дерева или кости; различная церковная утварь — чаши, кресты и подсвечники из драгоценных металлов, литые бронзовые церковные врата.
Орнамент раннего средневековья представлял собой сложный синтез позднеантичной, христианской и варварской традиций. В этот период зарождался определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 2. ЭПОХА КАРОЛИНГОВ А в 751 году Меровинги сменились Каролингами Немного предыстории. Хильдерик I - один из немногих древних персонажей, могила которого была найдена

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *