ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного самовыражения, причём буквально до пятого века. В дороманских орнаментах обычно переплетались древние магические ритуалы, довольно чувственные и откровенно жизненные мотивы народной мифологии могли самым необычным образом соседствовать с пришедшими с Византии или Рима традициями.
Когда Рим пал, территория западной части империи была под германцами, они вторглись в совершенно новые для них земли. В то время границы государств были совершенно непонятны, а сами государства долго просто не существовали.
Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола.
Из возникших на месте бывшего Рима молодых государств наиболее сильным оказалось королевство франков.
Меровинги были самой первой из династий франкских королей. В эпоху династии Меровингов (486-751) на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникнет новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.
Ho пока еще франки оставались по своей сути самыми настоящими «варварами», они были по своей природе воины или земледельцы, не знавшие настоящей роскоши, грехов чинопочитания, блеска придворных церемоний, сложностей философии и хитросплетений науки. Они не умели читать, не ценили памятники античной культуры. Когда византийские басилевсы торжественно восседали на золотом троне, вокруг которого сидели позолоченные львы, короли франков запросто разъезжали в деревянных повозках, которые были запряжены парой волов, которыми управлял обыкновенный пастух.
Но «варвары» сделали огромное историческое дело: они сумели омолодить и оживить загнивший было мир.
Короли из династии Меровингов считались знаменитыми провидцами, почти как самаритянские волхвы, кстати, они, твердо верили в тайную силу медовых сот, потому что медовые соты имеют форму призмы с основаниями в виде идеального шестиугольника. Все философы того времени считали соты проявлением божественной гармонии в природе, пчела для Меровингов была священна, поэтому стилизация сот в том или ином виде может быть встречена в орнаментах эпохи мировингов.
Кстати, есть неподтвержденная версия о происхождении символа Франции королевской лилии флер-де-лиз. Говорят, что это стилизованная пчела.
Для архитектуры того времени наиболее типичны были баптистерии, различные крипты, церкви, построенные по типу базилики. Часто в постройках применялись античные колонны из мрамора. Очень была распространена резьба по камню, она была плоскорельефной.
До наших дней сохранилось аббатство в Жуаре, в котором есть капители времён Меровингов.
Для аббатиссы Теодешильды была сооружена монументальная гробница трапециевидной формы, которая дошла до нас. Аналога этому памятнику эпохи Меровингов середины VIII века не существует.
Из обожженной глины делали украшения для церквей, изготовляли церковную утварь и оружие, богато отделанное серебряными и золотыми вставками и разноцветными драгоценными камнями.
Особенно сильно франкское влияние проявилось в произведениях декоративно-прикладного искусства. Абстрактные геометрические орнаменты, которые покрывали ювелирные изделия, сделанные в седьмом веке, характерны для всего искусства эпохи Меровингов. В замысловатые орнаменты вплелись различные изображения зверей, зооморфный орнамент вообще был популярен. Кстати, довольно высока у Миравингов была развита техника обработки металлов, она восходила еще к дохристианским временам, была одинаково хороша у франков и у других германских народов.
Нашествие гуннов оставило в Европе не только кровавый, но и культурный след: здесь широко распространился особый стиль украшений, получивший название «полихромного», т. е. многоцветного. Его отличительная черта сочетание двух цветов и двух материалов: яркого золота и красного граната. Изделия, выполненные в полихромном стиле, выглядят необычайно пышно и торжественно. Это, как правило, крупные предметы из золота, густо покрытые незамысловатым узором из мелкой зерни и вставками камней, зажатых в напаянных гнездах. Альмандины (гранаты красного цвета) были излюбленным камнем, но изредка встречались другие материалы сердолик и янтарь. Они не подвергались огранке, а просто полировались. Особенно ценились великолепные ярко-красные альмандины, привозившиеся из Индии и Цейлона. Они поступали в Средиземноморье через Красное море и Александрию.
Варварская «аристократия» очень полюбила подобные украшения. Наверное, цветовая гамма полихромного стиля хорошо соответствовала ее вкусам и мировоззрению: помпезные золотые вещи с гранатами словно густо забрызганы каплями крови, а блеск зерни вокруг усиливает эффект призрачного мерцания золота.
Особенно популярны были женские застежки — фибулы, которые носились парами на плечах и скрепляли детали одежды. Тяга к роскоши привела к тому, что в середине V века такие застежки увеличились почти до 30 см в длину, а весить могли полкило каждая. Тяжкая ноша на хрупкие женские плечи, но зато какая красивая! Мужчины же предпочитали украшать самое дорогое, что у них было — оружие и боевых коней.
Полихромный стиль в ювелирном деле не был изобретением гуннов. Он возник еще в первые века нашей эры на Ближнем Востоке, в Иране. А техника зерни, т. е. композиции из очень мелких золотых шариков, напаянных на основу, была известна издревле. Ее довели до совершенства античные мастера эллинистической эпохи, а в период Великого переселения народов этой техникой овладели и варвары. Однако наиболее изящные предметы будь это германские фибулы или мечи степняков выполнены столь безупречно, что, похоже, без руки какого-либо римского мастера-ювелира.
Стиль клуазоне («перегородчатые инкрустации») — визитная карточка и символ всей эпохи. В нем соединились культурные достижения и образы позднеантичного и варварского миров: гранаты из Индии и янтарь с Балтики, работа римских мастеров, варварские образы и мотивы.
Главными заказчиками таких украшений были королевские дворы и воинская знать. Это художественное направление является логическим завершением полихромного стиля. Густота размещения вставок гранатовой «крови» на изделиях достигает предела — между ними остаются лишь тонкие перегородки, отсюда и современное название этой техники. Вся поверхность покрыта пластинами полированных камней и напоминает мозаику или оконный витраж. Это не случайно: витражи в Европе появятся лишь чуть-чуть позже. Вещи, из которых выпало большинство вставок, порою напоминают маленький витраж или часть большой золотой паутины.
Технология изготовления декора в стиле клуазоне не была сложной. На основу изделия напаивались бортики, а внутри них — узкие вертикальные перегородки, которые и создавали разнообразные композиции. Ранние вещи были небольшие, плоские, с геометрическим орнаментом и ровными перегородками. С середины V столетия появляются более изысканные украшения, растительный орнамент имеет «дрожащие» стеночки. Сложность работы зависела от контура и размеров ячеек, ведь в них вставляли пластинки гранатов, которым придавалась форма, точно соответствующая рисунку.
Разнообразие декора достигло максимума на так называемых пальчатых фибулах. Это огромная по количеству всевозможных вариантов группа застежек, которые объединяет один элемент округлые выступы («пальцы», или «кнопки») в верхней части. Излюбленные мотивы орнаментации фибул — S-образные завитки, звериные морды, но особенно — птичьи головки с хищно загнутыми клювами и ярко выделенным глазком.
Резной орнамент мог оттеняться чернением. Чернь — это особый рисунок, который наносился горячей смесью серебра, свинца и серы. Иногда фигуры из черни образовывали причудливые композиции в необычных тонах.
В середине VI века культурный центр сместился на север, к франкам, где стали возникать новые разновидности пальчатых фибул. А еще там особенной любовью были отмечены застежки в виде фигурок хищных птиц.
На италийских и гепидских изделиях второй половины V — начала VI века «птичья» тема тоже была весьма популярна: головки орлов украшали не только фибулы, но и большие пряжки, которые носились в основном женщинами. Пряжки сейчас так и называются в среде специалистов орлиноголовые. Больше всего их найдено в Крыму, где их появление можно связывать с событиями середины VI века, когда император Юстиниан расправлялся с варварскими королевствами у себя под боком — с остготами в Италии и гепидами на Дунае. Остатки разбитых дружин вместе с семьями рассеялись по разным уголкам Европы, в том числе проникли и в Крым.
Откуда такая любовь к хищным птицам Нельзя не вспомнить, что изображения орлов служили символами римских легионов — своего рода полковыми знаменами. Орел — символ бога Юпитера, верховного покровителя римских императоров, знамение побед и величия империи. Объемные золотые фигуры с распростертыми крыльями крепились на длинных шестах и парили над головами легионеров.
Готские фибулы стали прототипами для изготовления собственных вариантов украшений, более крупных и не серебряных, а бронзовых. В VII веке уже трудно было представить себе антскую даму без пары фибул на плечах.
Раннее средневековье — это настоящее царство орнамента. Любая свободная поверхность: будь то порталы соборов, какие-то алтарные преграды, различные деревянные кресла, и скамейки, церковная утварь — всё это было украшено орнаментом из лент, различных спиралей, среди которых обязательно присутствовали зооморфные головы и лапы фантастических животных и сказочных птиц.
Очень большое распространение в меровингский период имела книжная миниатюра. В создании инициалов и росписи фронтонов и полей преобладали очень яркие, довольно простые сочетания цветов. Орнаментальным был и знаменитый меровингский курсив.
Наибольшего расцвета орнамент смог достичь в книгах, которые писали от руки, там сами буквы походили на сложный орнамент. Любая заглавная буква, любой инициал превращался в целую картину, которая практически заменяла саму миниатюру.
Очень яркие краски, сложный орнамент, металлический оклад, отделка из, слоновой кости, множество драгоценных камней, применение эмалей превращали такую рукопись в бесценное произведение искусства.
Переписывание книг — это было сложное и трудное ремесло, этим занимались только монахи в особых мастерских, специально для этого отведённых — скрипториях. Сильно славились скриптории в монастырях Англии, Франции и Ирландии. Французские рукописи часто содержат изоморфические инициалы. Это заглавная буква в виде сложной стилизованной птицы, какого- либо фантастического животного, рыбы. На полях можно увидеть рисунки христианских символов: это кресс или голубь. Встречаются в рукописях фигуры Христа, различных святых, но фигуры эти геометризированных форм, из Ирландии была позаимствована плетёнка, которая эти фигуры и окружает. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста.
Для примитивной трактовки фигур характерно сочетание двух разных борющихся элементов: с одной стороны это зарождающаяся изобразительность, с другой стороны — это плоская орнаментальная стилизация. Раскраска всех изображений всегда условна. Буквы, которые составлены отчасти из растительных форм, отчасти из животных, ярко расцвечены, можно увидеть красные краски, зеленые и желтые.
Удивительно, что животные хотя и стилизованы, сохраняют какую-то жизнерадостность, даже правдоподобие. В качестве примера можно привести Евангелие из Дурроу, около 670 г, которое хранится в Дублине, в Тринита-колледже.а также Евангелие из Эхтернаха, восьмого века, которое находится в Национальной библиотеке города Парижа.
Кроме инициалов внимание художников было сосредоточено на фронтисписах, где основную роль играли декоративные большие кресты, различные венки, а также аркады. Вся такая орнаментация украшает изделия декоративно — прикладного искусства этого периода, но довольно часто попадаются мотивы, которые заимствованы из традиций орнаментики Востока. Это пальметты, это некоторые виды плетенки. К числу самых лучших памятников такого стиля принадлежит «Луксейский лекционарий», а также «Геллонский сакраментарий».
Они хранятся в Парижской Национальной библиотеке (оба созданы около 780 года.) Прекрасный образец орнаменталистики дороманского периода — «Гомилии Григория Великого», которые хранятся в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.
Скульптура в дороманский период развития не получила, а в дошедшей до нашего времени резьбе по камню можно заметить полный разрыв с образцами классического искусства древности. Теперь фигуры стали заметно приземисты и у них большая голова, чаще всего это резьба со стилизованным зооморфным орнаментом, оплетенных ремнями.
Каменные рельефы, которые украшают меровингские саркофаги, из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 или 8 века тоже содержат плоский декоративный орнамент. Параллельно с каменными рельефами были весьма популярны также рельефы из обожженной глины, предварительно пройденные резцом и оттиснутые в форме. Они в значительном количестве сохранились в Центральной Франции и применялись для украшения церквей; такие рельефы попадаются также в развалинах христианских базилик Северной Африки.
В то время, когда варварские племена приняли христианскую религию и объединились в государства их искусство, впрочем, как и их социальный строй, не мог уже оставаться прежним. Теперь вчерашние варвары стали строить каменные церкви — пока небольшие и грубые, но все же почти перенимающие традиции римских базилик. Начали в этих храмах воплощать и христианских святых, погружая их полностью в орнаментальную вязь на камне из жгутов и зооморфного орнамента.
Несмотря на то, что в орнаменталистике резьбы по камню присутствовала явная языческая фантастика, немыслимые зооморфные композиции, очень яркие, порой «не в тему», явная самобытная экспрессия, это вовсе не означает, что в дороманский период не появилось замечательных памятников искусства.
Для понимания истории средневекового орнамента важно учитывать, что он возник на платформе римской цивилизации, которая никак не могла исчезнуть сразу, как-будто её и не было, продолжали жить социальные отношения, а также культура, ещё были живы люди, помнящие великую империю.
А в 751 году Меровинги сменились Каролингами
следует…

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

ДОРОМАНСКИЙ ОРНАМЕНТ. Часть 1. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ Орнамент был не только ведущим видом живописи раннего художественного развития Западной Европы, он был основным средством художественного

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *