КАК ЧАЙ ЗАВОЁВЫВАЛ ИРАН

КАК ЧАЙ ЗАВОЁВЫВАЛ ИРАН В Иране чай любят до беспамятства. Не верится, что этот напиток приобрел популярность только в конце XIX века. Кажется, будто иранцы были с ним знакомы еще при

В Иране чай любят до беспамятства. Не верится, что этот напиток приобрел популярность только в конце XIX века. Кажется, будто иранцы были с ним знакомы еще при Ахеменидах. Но, увы, нет.
Раньше место чая занимал кофе. И не было никаких чайхане (چایخانه, «чайная»). Мужчины проводили свободное время в других заведениях в гахвехане (قهوهخانه , «кофейня»).
Любовь иранцев к кофе пришла от арабов. Первые упоминания о кофейнях в стране появляются во времена правления шаха Аббаса I (1571-1629). Изначально это были места, где собирались знатные люди, поэты, художники и торговцы. В Исфахане такие заведения находились рядом с дворцом Чехель-сотун и современной площадью Накше-Джахан.
В центре кофейни обычно располагался небольшой бассейн. В стенах были сделаны выемки с платформами, застеленные коврами, на которых отдыхали гости. Гахвехане была единым неразграниченным пространством, что располагало к общению даже незнакомых людей.
Любимым занятием посетителей было чтение стихов. Популярным произведением считалось, конечно же, «Шахнаме» Фирдоуси. Но многие поэты приходили сюда, чтобы декламировать стихотворения собственного сочинения. Чтение поэм в кофейнях способствовало развитию нового жанра изобразительного искусства. Во время выступлений чтецов художники иллюстрировали описываемый сюжет на стенах или полотнах. По стилю картины напоминали традиционную миниатюру.
Посетители, бывало, заигрывали с официантами, которые, кроме своих основных обязанностей приносить кофе, должны были развлекать гостей танцами и фривольными анекдотами.
Шах Аббас боялся, что в кофейнях много говорят о политике. Поэтому в качестве смотрителя в гахвехане был мулла, который подсаживался к людям, рассказывал небылицы или забалтывал разговорами о культуре и поэзии.
А вот когда появился в Иране чай, точно никто не знает. Существует мнение, что его могли завезти еще монголы. В XVII веке автор Хаким Момен Тонокабони говорит о чае, как о растении, на основе которого изготавливалась мазь, эффективно снимающая боль при геморрое. В качестве напитка чай тоже употребляли, но тогда он не смог занять место кофе в сердцах иранцев.
Все изменилось в XIX веке.
Путешественник и исследователь из Шотландии Александр Бернс во время своей поездки по Афганистану в 1830 году отметил, что «в этой стране ничего не происходит без чая. Его подают в любых обстоятельствах».
Во второй половине XIX века Насреддин-шах во время путешествия в Российскую империю знакомится с самоваром. Это дает мощный толчок развитию чайной культуры в Иране. Импорт чая из Индии резко увеличивается. В 1895 году он составляет 800 тысяч кг.
В начале ХХ века иранский консул в Индии, Хаджи Мохаммад Мирза Касеф-аль-Салтана, крадет несколько тысяч семян чая сорта Ассам и высаживает их недалеко от Лахиджана в провинции Гилян. Через некоторое время он приносит Мозафереддин-шаху Каджару килограмм чая, выращенного на территории Ирана. Касеф аль-Салтана также пытается уговорить меджлис финансировать увеличение чайных плантаций в Гиляне. Но производство чая все равно остается низким. Если в 1920 году общая площадь плантаций составляет около 100 га, то в 1931 году 800 га.
Производство чая начинает развиваться при Реза-шахе Пехлеви, когда тот нанимает специалистов из Китая для обучения иранских фермеров. Кроме того, государство организовывает иранским студентам стажировки в Индию для изучения методов выращивания чая. В 1932-1958 годах площадь плантаций в Иране увеличивается с 1220 га до 15 тысяч га.
Иранский чай это гибрид индийского Ассама и более морозостойкого китайского растения. Кусты вырастают до 40 см в высоту. Однако эти крохи способны приносить листья на протяжении пятидесяти лет. К зиме их подрезают. Этим занимаются мужчины. А вот сбор листьев исключительно женское занятие. Это проходит с конца апреля до сентября-октября. В среднем поле приносит 4 тонны листьев на один гектар.
Кофейни вышли из моды.
Вывески «гахвехане» сменяются на «чайхане». Чайные в ХХ веке приобретают большее значение, чем просто место для отдыха. Они становятся центром трудоустройства. За чашечкой чая работодатель мог найти себе работников. Каждая чайхане специализировалась на определенном виде работы. Так, чайная в переулке Куче Амин Дарбар в Тегеране была полезна для столяров и ткачей, а известная чайхане Канбар на улице Насир Хосров была местом сбора строителей и каменщиков.
Традиционно чайхане были местом развлечения мужчин, сегодня в них можно увидеть и женщин. В чайных всегда найдется что перекусить, начиная от сладостей и заканчивая плотным обедом. К чаю могут подать кальян. По утрам в чайхане можно отведать омлет с помидорами или дизи, съев который посетитель не проголодается до вечера. В современных чайных вряд ли будут выступать поэты, но вот поговорить о насущных проблемах точно удастся.
Иранцы пьют только черный чай. Его заваривают в небольшом чайничке, который устанавливают на верхушке самовара. Напиток подают в прозрачных стаканах, немного разбавив кипяченой водой, тем самым регулируя крепость напитка.
В большинстве ресторанов делают крепкий чай, если посетитель, конечно, не предупреждает о своих предпочтениях заранее. Чтобы убрать горечь, чай пьют вприкуску с сахаром. Кубик помещают между зубами и протягивают напиток через него, позволяя сахару растаять.
Каждый регион страны пьет чай по-своему. В Курдистане и на севере Ирана сахар размешивают в воде, в других провинциях его едят вприкуску. В Фарсе, налив напиток в чашку, добавляют сок лайма. В Гиляне и Мазендеране перед тем, как разлить чай в стаканы, раскладывают измельченный высушенный лимон. А на границе с Пакистаном в напиток добавляют молоко.
Чаепитие это социальный ритуал. Без чая не начнется ни один деловой разговор. Его пьют утром, днем и вечером. В жару и холод. Дома, в гостях, на совещании и пикнике. Так что, будучи в Иране, не надо отказываться от чашечки «социального» напитка.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *