«Коллапс» Джареда Даймонда

«Коллапс» Джареда Даймонда Исторический географ Джаред Даймонд в книге «Коллапс» описывает истории изолированных человеческих сообществ. В частности жизнь и умирание на острове Пасхи, известном

Исторический географ Джаред Даймонд в книге «Коллапс» описывает истории изолированных человеческих сообществ. В частности жизнь и умирание на острове Пасхи, известном своими истуканами.
В XVII веке на острове проживало около 6 тыс. человек. Как и большинство других полинейзийских сообществ, население острова Пасхи делилось на несколько конкурирующих кланов, возглавляемых вождями и имевших собственные вооружённые отряды. Мирная конкуренция кланов перерастала в ожесточенные вооружённые столкновения, что было связано с природным неравенством занимаемых ими территорий.
И устные предания, дошедшие до сегодняшних дней, и результаты археологических исследований свидетельствуют о том, что поверхность общества была поделена примерно на дюжину (на 11 или 12) территорий, каждая из которых принадлежала одному клану, начиналась у моря и простиралась вглубь словно если бы остров Пасхи, подобно пирогу, разрезали на дюжину клиновидных кусков. У каждой территории были свой вождь и своя собственная главная церемониальная платформа с водруженными на ней статуями. Кланы мирно соперничали в стремлении превзойти друг друга в сооружении платформ и статуй, но в конце концов это соперничество приняло форму ожесточённой войны».
Война велась за наиболее плодородные территории острова, которых из распределённых между кланами было только пять. Поскольку вся территория острова была поделена, доступ к природным ресурсам, находящимся за пределами собственного надела, соперничающим кланам был затруднён. Подобное устройство только добавляло ожесточения тем войнам, которые они вели между собой. Каждый клан, в доказательство своего превосходства над другими, изготавливал огромные статуи, которые сегодня стали одной из достопримечательностей острова. Изготовление статуй потребовало усиленной эксплуатации земельных ресурсов: команды резчиков следовало обеспечить усиленным питанием, освобождая их от иного труда. Для транспортировки статуй делались специальные настилы из стволов огромных пальм, произраставших на острове. Также, дрова использовались для приготовления пищи, в которой преобладали птицы и мелкие животные, обитавшие на острове, а также для кремации мертвых.
В результате усиленного вырубания лесов они был сведены полностью, а вместе с ними прекратилось и сельскохозяйственное производство. Население стало вымирать и опустилось до каннибализма. Воспоминания выживших островитян о голоде наглядно подтверждаются быстрым увеличением количества маленьких статуй маои кавакава, изображающих измождённых людей со впалыми щеками и выступающими ребрами. Накапливающееся истощение ресурсов приводило к падению авторитета вождей, а конкуренция между кланами сместилась от созидания собственных огромных статуй аху к сокрушению статуй, воздвигавшихся конкурирующим кланом. Даймонд проводит параллель с тем, что происходило в период коллапса социалистических режимов в СССР и Румынии: гнев населения пал на символы режима памятники вождям, стоявшим у их начала (а вскоре особенно массово на Украине).
© t·me/tol_tol

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *