ИОСИФ РУТСКИЙ — СОЗДАТЕЛЬ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ И ОРДЕНА БАЗИЛИАН

 

ИОСИФ РУТСКИЙ - СОЗДАТЕЛЬ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ И ОРДЕНА БАЗИЛИАН С полным правом Иосифа (Язэпа) Рутского считают создателем униатской церкви. Он продолжал дело первых униатских митрополитов Рогозы и

С полным правом Иосифа (Язэпа) Рутского считают создателем униатской церкви. Он продолжал дело первых униатских митрополитов Рогозы и Потея, укрепил её, расширил и сделал настоящей Церковью. Уния Церквей была попыткой компромиссного решения проблемы разделения христианства в Речи Посполитой на две конфессии католичество и православие.
«Литвинская нация» (как называл Рутский белорусов) была разобщена религией. Чтобы избежать этого раздела, православные епископы и представители Папы Римского в 1596 году заключили в Бресте церковную унию. Православная Церковь Речи Посполитой подчинялась Папе Римскому, но сохраняла все свои прежние прерогативы и отличительное богослужение.
По-христиански благочестивый и по-светски деятельный теолог, мыслитель, политик и просветитель, имея за спиной прекрасное образование в Карловом университете в Праге и Греческом коллегиуме в Риме, этот юноша из имения Рута у Новогрудка жаждал применения своим талантом и силам, что и предопределило реформатский и созидательный характер его деятельности. Он представляется человеком будущего (того будущего, когда христианство осознает необходимость сближения христианских конфессий), который попал во время, когда общество просто не вызрело для восприятия его идей и целей, его одержимой деятельности, оно было враждебным, воинственным к тому, кто решался переиначивать старый образ жизни. И в каких бы неблагоприятных условиях ни пришлось создавать Рутскому «свою Церковь», но его энергия, внутренняя мощь и убеждение объединяли вокруг него единомышленников, а они были той творческой силой, которая строила духовную жизнь Беларуси.
В униатской деятельности Рутский смог проявить себя как новатор и создатель. Именно эти качества разглядел в нем Папа Римский Климент VІІІ во время учёбы Иосифа в Греческом коллегиуме и настоял, чтобы он послужил Униатской Церкви. После возвращения из Рима в 1601 году Рутский возглавил Виленскую униатскую семинарию. Тогда же он задумался, как укрепить новую Церковь. «Истинная святость имеет свое гнездо в Духе. К ней ведёт монашеский образ жизни, который не только в отказе от общества светских людей, но и в исполнении трех обетов бедности, целомудрия и послушания». Обновленное монашество и должно было, по замыслу Рутского, совершить реформу униатства.
Новый этап в жизни Рутского начался после принятия монашества в Виленском Свято-Троицком монастыре. Вокруг Рутского объединился круг молодых монахов знатного происхождения. Он щедро делился с ними своими богатыми знаниями, вёл их дорогами святости и благочестия. Благодаря рачительности Рутского монастырь стал образцом монашеской жизни и центром паломничества. В 1608 году униатский митрополит Ипатий Потей назначил Рутского «головным наместником митрополии» и отдал под него «зупольную моць» черное и белое священство. Против этого назначения были протесты и даже судебные разборки. Сам господарь Жигимонт (Сигизмунд) Ваза вынужден был заступиться за Рутского, подтвердить его назначение и выдать ему привилегию на игуменство в Свято-Троицком монастыре.
Перед Рутским раскрылись широкие перспективы для деятельности. Бывшие ученики стали его соратниками. Рутский направил их в Минск и Новогрудок для основания там униатских монастырей. Под влиянием Рутского смоленский кашталян Иван Мелешко принял униатство и в своей деревне Жировичи основал униатский монастырь, который в будущем станет одной из Святынь Беларуси.
Став в 1613 году униатским митрополитом, Рутский развернул активную деятельность уже со значительным размахом и разработал программу развития Униатской Церкви. В 1617 году на съезде представителей бытенского, виленского, жировичского, минского и новогрудского монастырей в Новогрудке Рутский изложил свой взгляд на «новую схему церковных отношений» и представил написанный им устав униатского ордена. После десяти заседаний устав наконец был принят. Патроном Ордена выбрали Св. Базыля (Василия Великого), поэтому и Орден назвали базилианским. Рутский передал Ордену униатское просвещение «для увиченя людей молодых». Вскоре по уровню образования униатские школы сравнялись с лучшими на то время иезуитскими школами. Для преподавания Рутский приглашал профессоров из других учебных заведений, сам составлял учебные программы. Не только наукам хотел обучать молодежь Рутский, но и святости. «Нужны учителя не только в науке, но в благочестии и добродетели».
Успехи унии тревожили как католиков, так и православных. Так что строить Униатскую Церковь Рутскому приходилось в неблагоприятных условиях. Православные фанатики убили униатского полоцкого епископа Иосафата Кунцевича и игумена киевского Выдубицкого монастыря Антона Граковича. И на самого Рутского было покушение. На сеймах православная шляхта требовала отмены унии. Митрополит даже грудью стал на пути виленского воеводы Криштофа Радзивилла, который вознамерился по сеймовому постановлению отобрать у униатов Свято-Троицкий монастырь. «Мы скорее позволим убить себя, чем допустим схизматиков владеть святыми местами».
Защищал Рутский унию и словом. В своих книгах он полемизировал с апологетом православия, Полоцким епископом Мелетием Смотрицким. Неоднократно он обращался к Смотрицкому, желая сделать его своим соратником. Однако только после поездки в Константинополь (Стамбул), когда воочию увидел запущенное состояние и ничтожество Константинопольского патриарха, Смотрицкий убедился в правоте мнений деятелей униатства, видевших спасение православия в союзе с Апостольским Престолом. Приняв унию, Смотрицкий стал соратником Рутского, помогал ему в создании Патриархата в союзе с православными. Но православные иерархи в 1629 году не приехали на учредительный съезд во Львов, и это намерение так и не свершилось.
Не всё задуманное осуществил Иосиф Рутский, но и сделанное им стало прочным фундаментом, на котором более двух веков стояла Униатская Церковь, которая была «Народной Церковью» большинства белорусов и позволила им сохранить свою белорусскость национальную особенность. Незадолго до смерти, в 1637 году, Рутский в письме к Папе Римскому Урбану VІІ подвел итоги своей деятельности: «почти тридцать городов приняли унию: Вильня, Новогрудок, Луцк, Владимир и другие. У нас уже до двадцати монастырей и больше, которые занимают наши монахи-базилиане (на то время уже было 36 базилианских монастырей. Авт.). Эти монахи держат школы для воспитания юношей, и из Виленской нашей школы или семинарии начали выходить богословы, опытные в греческом и латинском языках, чего при наших родителях на Руси не бывало». Основанный Рутским Орден Базилиан сыграл примечательную роль в духовной жизни Беларуси, её культуре, искусстве, зодчестве. И теперь белорусские города украшают бывшие униатские храмы (самый известный из которых перестроенный униатами знаменитый Софийский собор в Полоцке). Уния уникальное историческое явление, значимое событие в нашей истории. Если понять это, то и фигура Иосифа Рутского приобретает монументальное величие. Хотя Папа Римский и называл Иосифа Рутского «Атлантом унии» и «Столпом Церкви», сам он скромно считал себе «викарием его в этом царстве».

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *