ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в час Эйфелеву башню, это посчитали очередным чудачеством пилота. Кто бы мог подумать, что этот полет ознаменовал появление нового транспортного средства.
Однако позднее дирижабль, в течение нескольких десятилетий, стал одним из самых передовых транспортных средств.
История дирижаблей связана с именем их немецкого конструктора графа Фердинанда Цеппелина. В дальнейшем по имени конструктора были названы и сами воздухоплавательные аппараты.
Первый пробный полет дирижабля конструкции Ф.Цеппелина, или просто цеппелина, состоялся в 1900 году. В 1909 году германским обществом воздухоплавания «Делаг» осуществлялись достаточно регулярные рейсы цеппелинов, которые доставляли и почту. Все это привело к выпуску специальных полуофициальных марок, почтовых карточек и штемпелей.
После первой мировой войны строительством дирижаблей занялись и другие страны. Возможно, причиной развития дирижаблестроения в этих странах послужило то обстоятельство, что Германия, потерпев поражение в первой мировой войне, вынуждена была расплачиваться с победителями.
В качестве оплаты пошел и парк дирижаблей Германии.
А Германии пришлось строить новые дирижабли.
Первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3 (бортовой номер LZ-126) состоялся в 1924 году. 10 октября ZR-3 поднялся с Боденского озера, находящегося около немецкого города Фридрихсхасена, совершил полет над Северной Атлантикой, и приземлился 15 октября в американском городе Лейкхерст.
Граф Цеппелин потратил собственные огромные деньги на строительство дирижаблей. Но следует отметить ещё одного энтузиаста дирижаблестроения, чьи заслуги не меньше, чем у графа Цеппелина.
Это был Гуго Экнер (Hugo Ecener). Именно он в 1926 году обратился к немцам с призывам помочь германскому дирижаблестроению. Благодаря его энергии был создан благотворительный фонд, который выпустил популярные почтовые карточки, благотворительные виньетки и другие сувениры, которые были успешно реализованы. В результате этой акции были собраны значительные средства, которые позволили закончить сборку дирижабля LZ-127. А Гуго Экнер стал его капитаном.
Кроме этого, по инициативе Г.Экнера, была разработана популярная филателистическая программа. Тариф на отправку писем на LZ-127 был достаточно высок (половина этих средств шла в созданный благотворительный фонд), однако дирижабельная почта стала пользоваться огромной популярностью.
(В дальнейших полетах этот тариф значительно повысили, но коллекционеры продолжали и продолжали посылать свои многочисленные письма, несмотря на такие большие затраты).
В октябре 1928 года по этой же трассе, по которой пролетел LZ-126, совершил свой первый тренировочный полет и LZ-127, получивший имя собственное «Граф Цеппелин» — самый известный из дирижаблей.
«Граф Цеппелин» был крупнейшим дирижаблем, построенным в Германии. Его габариты и технические возможности поражают даже в наше время. Длина около 250 метров, высота более 30 метров, объем 105 тысяч кубических метров, мощность моторов 3600 лошадиных сил, грузоподъемность 23 тонны, крейсерская скорость 125 километров в час.
Первые официальные марки цеппелиной почты были выпущены в Германии в 1928 году по случаю первого полета дирижабля «Граф Цеппелин» из Германии в США. В дальнейшем на этих марках неоднократно делались надпечатки к другим полетам.
И вот 15 августа 1929 года дирижабль поднялся в воздух…
Основной целью полета было конечно пропаганда воздухоплавания, ну, а попутно делались метеорологические наблюдения.
Надо сказать, что подготовка к полету велась уже давно, но для его осуществления требовались значительные денежные средства. Получив отказ правительства Германии от финансирования полета, руководитель полета принял предложение американской газеты, которая выделяла значительную сумму за право вести регулярные репортажи с борта «Графа Цеппелина». Кроме этого, подобные предложения поступили от редакций нескольких европейских газет. Часть средств было собрано и с помощью филателистов, пожелавших отправить свою почту на борту дирижабля. Были выпущены специальные открытки, вся прибыль от продажи которых шла на финансирование полета. Недостающая часть суммы принесли средства пассажиров, пожелавших совершить это увлекательное путешествие.
Преодолев 11247 километров «Граф Цеппелин» 19 августа прибыл в Токио, где состоялась первая запланированная посадка.
Вылетев из Токио, LZ-127 попал в сильный туман и почти двое суток полет продолжался в очень сложных погодных условий, однако все закончилось удачно и через некоторое время дирижабль, преодолев второй участок пути длиной 9653 км, совершил посадку в Лос-Анжелесе. После официальных мероприятий начался самый короткий перелет по территории США (4822 км). И наконец, последний этап Лейкхерст Фридрихсхафен (29 августа 4 сентября 1929 года) завершил кругосветный полет.
Кстати, значительная часть пути «Графа Цеппелина» проходила по территории Советского Союза.
За 20 суток LZ-127 преодолел более 34 тысяч километров со средней скоростью 115 километров в час.
С 18 мая по 6 июня 1930 года «Граф Цеппелин» совершил круговой перелет по странам Южной Америки.
В 1931 «Граф Цеппелин» начал регулярные рейсы в Южную Америку. Начиная с 1936 года, часть регулярных рейсов в Южную и Северную Америку была возложена на дирижабль с бортовым номером LX-129 «Гинденбург»
В 1930 году состоялся полет LZ-127 в Москву. 10 сентября 1930 года «Граф Цеппелин» пришвартовался на московском аэродроме. На его борту по официальным данным было 4554 почтовые карточки и 9059 писем. Для оплаты почтовой корреспонденции, перевозимой LZ-127, в Советском Союзе выпустили две специальные марки. Номиналы марок 40 и 80 копеек соответствовали специальному тарифу, принятому только для оплаты корреспонденции дирижабля: 40 копеек для почтовой карточки, 80 копеек для письма.
Следует отметить, что этот полет мог и не состояться, т.к. одним из условий командира LZ-127 Гуго Экнера было условие выпуска в СССР специальных марок. Таким образом Г.Экнер поддерживал интерес к дорогой дирижабельной почте, значительная часть доходов от перевозки писем шла в его фонд. Почте СССР пришлось выполнить его условие, доработав готовую к выпуску серию «Пятилетку в 4 года». Так в серии на фоне промышленного пейзажа появилось изображение дирижабля.
В 1931 году состоялся, наверное, самый известный полет LZ-127 на Северный полюс. В 1931 году, зная о предполагаемом плавании ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа, руководство полетов дирижабля обратились к властям Советского Союза с предложение об совместной акции. Предложение было принято, и началась подготовка. В Германии и Советском Союзе вышли специальные почтовые марки, которыми должна быть франкирована почтовая корреспонденция экспедиции «Малыгин» — «Граф Цеппелин».
18 июля 1931 года из Архангельска ледокол «Малыгин» отправился в плавание. На борту ледокола находились иностранные туристы и группа ученых во главе с известным полярником профессором В.Ю.Визе.
24 июля 1931 года в полет отправился и «Граф Цеппелин», на борту которого находилось 46 человек. Научным руководителем полета был профессор Р.Самойлович, входил в команду и радист Эрнст Кренкель.
На дирижабле оборудовали почтовое отделение для обслуживания пассажиров и экипажа. Была оборудована специальная «почтовая» каюта и на «Малыгине». 25 июля «Граф Цеппелин» прибыл в Ленинград, а вечером 27 июля LZ-127 уже пошел на посадку для встречи с «Малыгиным». После посадки дирижабля, в моторную лодку погрузили почту, и она отправилась к гондоле LZ-127.
В качестве «почтальонов» было несколько очень знаменитых людей: Нобиле, Папанин и американский пилот Элсворт. Обменявшись почтой «Граф Цеппелин» быстро поднялся и направился дальше.
По официальным данным с дирижабля на ледокол доставлено 300 килограммов почты, а с «Малыгина» на «Граф Цеппелин» — 120 килограммов. Следует отметить, что большая часть корреспонденции, отправленная из Ленинграда на дирижабле на ледокол «Малыгин» адресована профессору В.Ю Визе, известному филателисту того времени.
Интересна и история этих отправлений. К экспедиции готовили специальную серию почтовых марок. Но из-за нехватки времени, марки не успели отперфорировать и на подготовленные почтовые отправления были спешно наклеены беззубцовые марки, проставлены изготовленные штампы с адресом профессора В.Ю.Визе, и эта продукция поступила на борт «Графа Цеппелина». После поступления почты на борт «Малыгина» эти почтовые отправления были дооформлены. Небольшая часть их была предоставлена в качестве сувениров пассажирам ледокола, а большая часть вернулось организатору (СФА) и достаточно длительное время продавалась в филателистических магазинах.
Впервые почта США выпустила «цеппелинную» серию, состоявшую из трех марок еще в 1930 году. «Цеппелинные» марки США 1930 года в настоящее время достаточно дороги из-за их популярности, несмотря на достаточно большой оставшийся тираж (продано 93536 шт. ном. $0.65, 72428 шт. ном. $1.30 и 61296 шт. ном. $2.60 — все непроданные марки были уничтожены).
В 1933 году состоялся один полет LZ-127 в США на выставку «Столетие прогресса». Почта из Европы франкировалась специальными «цеппелинными» марками, а обратная почта специальными «цеппелинной» маркой США номиналом 50 центов выпуска 1933 года.
Регулярные полеты дирижаблей продолжались и в последующие годы. Они получили большую популярность у коллекционеров. Почтовые администрации многих стран мира уловили этот интерес и на свет появилось немало марок для франкировки отправлений, пересылаемых с помощью дирижаблей. В основном это были надпечатки на ранее вышедших марках. Следует заметить, что повышенный тариф дирижабельной почты можно было оплатить и обычными, а не только специальными марками, выпущенными для этой цели. Коллекционеров радовали и многочисленные сопроводительные штемпеля на этих письмах. В результате появилась масса коллекционного материала и масса поклонников дирижабельной почты.
В Советском Союзе первый дирижабль был построен в 1923 году. Позднее была создана специальная организация «Дирижабльстрой» которая в 1927 1937 годах построила и сдала в эксплуатацию несколько крупных дирижаблей «СССР-В-1» — «СССР В-6». В 1937 году советский дирижабль «СССР-В-6» установил мировой рекорд продолжительности полета. Он провел в полете 130 часов 27 минут. Официальная доставка почты на дирижаблях Советского Союза произведена только в 1932 году во время первого полета дирижабля «УК-1» имени 1-го Мая.
Однако начавшиеся катастрофы дирижаблей серьезно подорвали веру о надежном транспортном средстве.
6 мая 1937 года потерпел катастрофу «Гинденбург». Погибли в катастрофах американские дирижабли «Шенандок», «Акрон» и «Мэкон», французский «Диксмюде» и английский «Р-101». Пока разбирались с причинами этих катастроф, прогресс авиации практически завершил эру дирижаблей.

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

ДИРИЖАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос-Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *