ИХ УЧИЛСЯ ПЛЕСТИ САМ ПЕТР ВЕЛИКИЙ…

ИХ УЧИЛСЯ ПЛЕСТИ САМ ПЕТР ВЕЛИКИЙ... В начале XX столетия Россию нередко называли страной «лапотной». В сие определение вкладывался оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода

В начале XX столетия Россию нередко называли страной «лапотной». В сие определение вкладывался оттенок примитива и отсталости.
Лапти, ставшие своего рода символом, традиционно считались обувью беднейшей части населения. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Поскольку обувались в них только деревенские жители, лапоть и крестьянин были чуть не синонимами.
Кожаная обувь стоила дорого, и позволить себе ее могли только состоятельные люди. Беднота же ходила в лаптях, которые стали символизировать нищету, низкое происхождение. Оттого в русском языке и появились устойчивые выражения: «лапоть» обозначает простака, необразованного человека. В том же значении употребляется и производное прилагательное «лапотный». А «Чай, не лаптем щи хлебаем» означает, что, дескать, учены мы, не надо нам пояснять да указывать.
Лапти один из самых древних видов обуви. Первое упоминание о них встречается в «Повести пламенных лет» (XII век). Свидетельствуя о победе киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод, который, глядя на пленников, обутых в сапоги, сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками, пойдем, князь, поищем лучше лапотников…».
Плетеная обувь, широко распространенная на Руси с глубокой древности, была в употреблении до 1930-х годов. Лапти низкую обувь — плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты… В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми никудышными ивовые и мочалыжники, сплетенные из мочала. Из целого воза лыка выходило примерно 300 пар лаптей. Для изготовления одного лаптя требовалось 7 полос лыка длиной по 2 метра каждая. Плести его начинали с пятки. Для прочности подошву подплетали лозой, веревкой, либо подшивали кожей. Лапти привязывали к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого они изготавливались.
В качестве сырья лыка выбирали взрослые, высокие, ровные липы. После потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым ободранным стволом. Отсюда образное выражение в русском языке: «Ободрать как липку».
Плести лапти учился сам Петр Великий. Один из сплетенных им образцов хранится в Эрмитаже.
В пору Гражданской войны (1918-1920 гг.) в лаптях ходила большая часть Красной Армии. А в произведении «Лапти» из цикла «Шкидские рассказы» Л.Пантелеева и Г.Белых описывается, как в 1921 году за неимением сапог, воспитанников «Школы имени Достоевского» обули в лапти.
Если внешний слой лаптя изнашивался, его чинили, что в крестьянской среде называлось «подковырнуть». То есть вместо изношенных полос лыка всовывали обрезки новых. В классической литературе это нашло отражение у Н.А.Некрасова в стихотворении «Калистрат»:
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается
Носит лапти с подковыркою…
В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. О недолговечности этой обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». За зимнюю пору мужик одну пару лаптей снашивал не более, чем за 10 дней, а летом за 4 дня.
Сколько же бересты и лыка требовалось, чтобы столетиями обувать чуть не весь русский народ Простые подсчеты показывают если бы наши предки усердно губили деревья ради коры, то березняки и липовые леса исчезли бы у нас с лица земли еще в глубокой древности. Однако этого не случилось. Все потому, что предки с большим почитанием относились к природе. Они обожествляли ее и считали священной. Не случайно именно русские говорят «матушка-природа». Стало быть, далекие предки наши владели различными способами снятия коры таким образом, чтобы не сгубить дерево.
Просуществовав не одно столетие, лапти и ныне являются символом русской деревни и добрым памятником славным предкам великого русского народа. Воспетым памятником:
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти мои, лапти липовые…

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *