ВЕЛИКИЙ ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. СВЯЩЕННИК. ИЕЗУИТ. УЧЕНЫЙ.

ВЕЛИКИЙ ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. СВЯЩЕННИК. ИЕЗУИТ. УЧЕНЫЙ. «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией») !Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1 мая 1881 года, замок Сарсена

«Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией») !
Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1 мая 1881 года, замок Сарсена близ Клермон-Феррана, Овернь, Франция 10 апреля 1955 года, Нью-Йорк) французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Внёс значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; Член ордена иезуитов (с 1899) и священник (с 1911).
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился в 1881 году. Христианское воспитание он получил от своей матери. В детстве отличался особенной любовью к камням, земле, тайнам природы. Задолго до осмысления Вселенной как божественной среды он уже остро ощущал её красоту и священность.
В 1892 году поступил в колледж Общества Иисуса, а когда через семь лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году он новоначальный член Общества Иисуса, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр де Шарден продолжает своё образование, получает учёную степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится учёным, принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он останется верен до конца своих дней. Дружба с аббатом Анри Брейлем, ведущим французским палеонтологом, приводит его на позиции эволюционного понимания антропогенеза.
В декабре 1914 года был призван в армию, служил санитаром-носильщиком. Прошёл всю войну, получил Воинскую медаль и орден Почётного легиона. Именно во время войны (1916 год) он написал своё первое эссе «La vie cosmique» («Космическая жизнь») философские и научные размышления о мистике и духовной жизни.
В 1929 году, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден вместе с коллегами обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки он получил широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 году того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём.
В 1950 году, в возрасте 70 лет, Тейяра избрали в Парижскую академию наук.
Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы.
Тейяр де Шарден христианский эволюционист. Он учил о наступлении финального периода в истории мира, когда не без участия и усилий человечества совершится его вхождение в мир Божественного совершенства. В его мировоззрении можно найти следы влияния разных мыслителей. В своих идеях о единстве человечества он связан с Огюстом Контом; на формирование идеи о «точке Омега» оказало воздействие Ренана; особенно ощутимо влияние Бергсона с его учением о творческой эволюции.
Тейяр де Шарден мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. По его мнению, в будущем наука и религия окажутся тесно взаимосвязанными в единстве человеческого познания, ибо для науки необходимо убеждение в том, что «универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству». Но для совершенства нужна глубокая интуиция единства и высшей цели мира. Всё это можно найти только в религии. Поэтому для него «религия и наука две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта знания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции».
Суть учения Тейяра де Шардена видение мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремлённого к совершенству.
Воплощением этого является эволюция универсума, на вершине которой стоит человек. Но, когда в лице человека эволюция достигает критической точки, начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу. С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера.
По мнению Тейяра де Шардена, она не может остановиться в своём развитии, ибо есть часть эволюции. Её шедевры мысль, личность, многоединство сознаний. Но эволюция, считает Тейяр де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи.
Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведёт к возникновению духа Земли. Но и это не последний этап. Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа.
Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путём, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем Тейяр де Шарден ожидает нового этапа эволюции, когда человечество сольётся в единстве «точки Омега». Подобно тому как слияние одноклеточных животных в организм было началом дальнейшего прогресса, так и духовное объединение человечества ведёт к Сверхжизни и Сверхчеловечеству. «Может ли универсум окончиться иначе, чем в безмерном.. Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой».
Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть «точка Омега». Она представляет собой, с одной стороны, единение без смешения, слияние без поглощения. С другой стороны это Нечто и в то же время «Некто, действовавший с самого начала эволюции. Эволюция это поток, становление, гибель и рождение». Оно не рождается в эволюции, а наличествует всегда.
Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения».
После смерти Тейяра де Шардена была создана комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся учёные (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 году «Феноменом человека»…
«Конец света внутренний возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности. Конец света переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге» человека».
Этот вариант развития событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет находиться в минимуме.
Но возможен и вариант, что зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени. Тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и выделяющую, чтобы её завершить, лишь одну часть ноосферы ту, которая решится сделать шаг за пределы себя, в другое» человека».

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *