ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2

ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2 Чильпык башня мертвых. Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили

Чильпык башня мертвых.
Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили праведные почитатели Ахура-Мазды. Кстати, сам великий пророк Заратуштра, по одной из версий, родился в низовьях Амударьи, но был вынужден бежать на юг от преследований. И если он лично не оставил следов своего пребывания в Хорезме, то вот черты самой религии угадываются здесь во всем.
Особенно впечатляет древний культовый объект Чильпык. Экспедиция Толстова открыла его в 1940 году и оценила примерный возраст в 2,2 тыс. лет. Долгое время ученые размышляли над своей находкой, не зная, как истолковать ее назначение. Казалось бы, замкнутая в кольцо крепость, стены в 15 м высотой, господствующее положение на холме Но в самом укреплении нет ни бойниц для обороны, ни помещений для воинов, да и расположение постройки не самое характерное для древних хорезмийцев. Археологи приступили к раскопкам на объекте и довольно быстро обнаружили осколки урн-оссуариев. И тогда все стало на свои места.
Чильпык это древнее зороастрийское кладбище, дахма огромных размеров.
Согласно зороастрийскому обряду похорон, умерший человек не должен осквернять ни одну из четырех стихий своим телом. Покойников следовало вынести как можно дальше от жилья и положить на специально оборудованное каменное возвышение дахму, чтобы хищные птицы могли очистить скелет от бренной плоти. После этого милосердное солнце еще некоторое время прокаливало кости, а затем очищенные останки нужно было собрать в сосуд-оссуарий и захоронить в специальном месте. Вот таким местом и был Чильпык до прихода в Хорезм арабов в VIII веке. Позже укрепление использовалось как цитадель и сигнальная башня. А в настоящее время его изображение помещено на герб республики Каракалпакстан.
Звездный храм Кой-Крылган-кале.
Еще во время первых облетов территории внимание ученых привлекла одна древняя постройка. Она имела правильную круглую форму и хорошо просматриваемое кольцо защитных стен. Когда экспедиция уже по земле дошла до объекта и начала его исследование, стало ясно, что в руках ученых оказалась самая настоящая жемчужина древнего Хорезма.
Объект Кой-Крылган-кале представляет собой древнюю усыпальницу хорезмийских царей. А по совместительству зороастрийский храм. Его диаметр составляет 44 м, толщина стен 6 м. Вокруг центральной постройки на 14-метровом расстоянии расположились толстые стены и остатки 9 оборонительных башен. Пространство между сердцем комплекса и крепостной стеной когда-то было застроено жилыми домами. Сам храм украшен фресками и имеет два этажа. В верхнем по всему радиусу в определенном порядке расположены окна, направленные не на окружающий пейзаж, а под углом в небо.
Это, конечно же, стало любопытной загадкой для ученых. Экспедиция Толстова тогда высказала очевидное предположение: храм-усыпальница мог использоваться как обсерватория. Последующие экспедиции к объекту с привлечением астрономов показали, что это действительно так при раскопках были найдены фрагменты приспособления, напоминающего примитивную астролябию. А расположение окон ясно давало понять, что древние астрономы ориентировались на Солнце. Но при этом одно из окон в южной стене оказалось четко направленным на область неба, в которой в IVIII веках до н.э. располагался Фомальгаут одна из самых ярких звезд в ночном небе. Его наблюдали с глубокой древности и особо почитали на Востоке. Замысел древних зодчих поистине впечатляет: храм-усыпальница Кой-Крылган-кале выстроен таким образом, что имеет у себя в покровителях древнюю сакральную звезду Фомальгаут.
Путь к величию.
Период после падения Рима в Европе принято называть Темными веками. Отчасти потому, что богатое наследие Западной Римской империи было банально разграблено и забыто, а отчасти потому, что регион Средиземноморья начал заметно отставать от Востока и Юга, как в культурном, так и в промышленном плане.
Вместе со своими соседями Хорезм демонстрирует планомерный подъем. Особенно это касается развития зодчества и фортификационных сооружений. С III века н.э. в низовьях Амударьи возводят такое количество укрепленных твердынь, что оазис получает название «страна тысячи замков». Династия Афригидов, управляющая оазисом с начала IV века, планомерно укрепляет границы вдоль двух пустынь. Основатель династии, древний царь Африг, начинает пользоваться титулом хорезмшах и переносит столицу в город Беруни (в персидском географическом труде Х века «Границы мира» город называется Кят).
Но как ни старались Афригиды сопротивляться агрессивным соседям, устоять не получилось. Многочисленные замки, укрепления, а в итоге и сама столица, пали под нашествием арабов в 712 году. Умелый и жестокий полководец Кутейба ибн Муслим перебил огромное количество хорезмийцев. И с особой жестокостью, как отмечают хронисты, он расправился с учеными и жрецами. Все, кто был знаком с письменностью и исповедовал зороастризм, были преданы смерти. Преследование оказалось настолько сильным, почти полтора века люди боялись обнаруживать свою грамотность и не могли вести летописи Хорезма. Арабские же источники немногословны по отношению к оазису Амударьи. Известно, что хорезмшахи пытались заключать союзы с Китаем и Хазарией, но не сильно преуспели в этом.
С учетом того, что в конце VIII века Хорезмом управляет все та же династия Афригидов, но хорезмшах носит имя Абдаллах, можно говорить об успешности завоевательной кампании арабов. Так закончился зороастрийский период Хорезма и началась его арабская история. Надо сказать, что смена власти определенно пошла на пользу всему региону с IX века оазис начинает расцветать. Причиной тому стали торговые связи с регионами северо-запада и северо-востока. Из-за тесных экономических отношений с Булгарией и Хазарией, а через них и со славянскими княжествами, все большую роль в жизни государства обретает город Ургенч. Неудивительно, что в один прекрасный день в 995 году тамошний эмир Мамун ибн Мухаммад, чувствуя за собой силу и право, взял в плен и убил последнего представителя династии Афригидов. Новой столицей Хорезмийского царства стал Ургенч, а новой правящей династией Мамуниды.
От Евфрата до Инда
Довольно скоро до оазиса Амударьи докатилась завоевательная волна тюрков-сельджуков. Однако Хорезм уже в XI веке уверенно освобождается из-под их власти и возвращает принадлежащие ему по праву территории. Но настоящий расцвет и величие Хорезма выпадают на конец XII века, когда титул хорезмшаха принимает Ала ад-Дин Текеш.
Его восшествие на престол ознаменовалось рядом убийств в династической семье. Чувствуя опасность повсюду, Текеш очень быстро укрепил армию Хорезма и стал использовать принцип «лучшая защита это нападение». Хорезмшах вторгся в иранские владения сельджукидов и в 1194 году разметал войска Рукн ад-Дина Тогрула III. Не остановившись на этом, он двинулся дальше и дал бой аббасидскому халифу Ахмаду ан-Насиру Лидиниллаху. После этих двух побед под власть Хорезма перешел Иран и восточный Ирак. А вернувшись в столицу и перегруппировав войска, Текеш двинулся на восток во владения каракитаев. Шах дошел до самого Памира вдоль русла Амударьи и утвердил власть Хорезма над этой территорией. Площадь владений Текеша увеличилась вдвое!
Но на этом возвеличивание оазиса не закончилось. Текешу наследовал его младший сын, доказавший, что отец может по праву гордиться потомком. Ала ад-Дин Мухаммед II взошел на престол в 1200 году, и в первое время ему на войне не везло. Но поднабравшись опыта, он с успехом разбил каракитаев на востоке и в 1212 году дошел до Самарканда. Этот город так понравился шаху, что он решил перенести сюда столицу Хорезма. А еще через три года он подчинил себе земли Южного Туркменистана, Афганистана, Мавераннахра, Атрпатакана и остатки Ирана и Ирака, до которых не дотянулся его отец. Величие оазиса было поистине блистательным в его правление. Хорезм контролировал территорию Аральского и Каспийского морей, весь правый берег Персидского и Оманского заливов, левобережье Инда и отроги Тянь-Шаня. Мухаммеда II весь исламский мир называл «вторым Искандером», и всем казалось, что удача будет всегда идти рядом с шахом.
В 1215 году Чингисхан отправил свое первое посольство в Самарканд
Чингисхан и Тамерлан
Посольство это и в самом деле заключило торговый союз с Хорезмом. Самый первый караван готовился тщательно, чтобы произвести на новых союзников впечатление. В него входило полтысячи торговцев и несколько представителей военной знати. Вот из-за них и разгорелся конфликт в хорезмском городе Отрар. Кайыр-хан, правитель Отрара, захватил офицеров и казнил их по обвинению в шпионаже. Чингисхан был разгневан, но дал последний шанс Мухаммеду II выпутаться из положения. Прибывшие монгольские парламентеры потребовали от шаха выдать им убийцу Кайыр-хана. Чингисхану был послан очень грубый ответ в виде отрубленной головы предводителя посольства.
Великий хан Монгольской империи пришел в такую ярость, что бросил неоконченное завоевание Китая и развернул свое двухсоттысячное войско на запад к берегам Амударьи. Сопротивляться его мощи и полководческому таланту не мог никто. Мухаммед II бежал из Самарканда на берега Аральского моря, где вскоре умер от пневмонии. В первой четверти XIII века Хорезм покорился монгольским ордам.
Но на этом беды не закончились. Спустя век с небольшим территория Хорезма стала настоящей ареной опустошительной войны между Тохтамышем и Тамерланом. Последний выжег дотла одну из первых столиц Хорезма город Ургенч. И земли оазиса Амударьи начали постепенно приходить в запустение население городов не выдерживало тягот непрекращающихся войн.
Хивинский Хорезм.
Узбекские султаны из ветви Чингизидов стали властвовать в низовьях Амударьи с XVI века, перенеся столицу Хорезма в город Хиву. Кочевые обычаи знати, деление территорий на вотчины и междоусобные войны продолжали приводить регион в запустение. Из-за резкого сокращения населения упало качество обслуживания ирригационной сети Хорезма. Каналы мелели, их заносило песком; древние крепости стояли покинутыми. Из-за того, что с собственной страны взять уже было нечего, правящие ханы регулярно грабили соседские территории. Хивинское ханство, как стали называть Хорезм советские историки, просуществовало до XIX века.
В 1873 году в Хорезм вступила армия мощного северного соседа Российской империи. Разрозненное сопротивление не могло остановить русских солдат. Уже 29 мая, после непродолжительных боев в пригороде, Хива была взята. Хан Хорезма Мухаммад Рахим-хан II признал себя подданным российского императора Александра II.
А уже в 1920-м в сопротивляющийся большевикам Хорезм вступили части Красной Армии. Через 4 года, в результате сложного национально-территориального размежевания Средней Азии, остатки некогда сильного и гордого государства разделили между собой Узбекская, Каракалпакская и Туркменская ССР. В их составе оно и вошло в СССР в 1925 году.
Кто в наше время не знает, что такое Древний Египет или Междуречье А ведь вся обширная база знаний о цивилизациях древнего мира стала формироваться только после серии громких открытий в XIX веке. Да и до сих пор целый ряд ученых бьется над загадками этих цивилизаций. Древний и чарующий Хорезм стал доступен ученым только в первой трети ХХ века. Множество интересных объектов всего лишь нанесены на карту к их изучению еще никто даже не приступал. Исследование наследия Хорезма только-только начинается и, хочется верить, еще не раз порадует любителей археологии интересными открытиями.

ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2 Чильпык башня мертвых. Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили

ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2 Чильпык башня мертвых. Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили

ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2 Чильпык башня мертвых. Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили

ВЛАДЫКИ ДВУХ ПУСТЫНЬ: ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ. Часть 2 Чильпык башня мертвых. Главной религией Хорезма до VIII века являлся зороастризм. По сведениям священной книги зороастризма Авесты здесь жили

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *