КАНАЛЕТТО.

 

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника.
Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Во многом, картины двух художников этого времени похожи. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину) и очень театральны по манере. Но есть и серьезное различие: Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы жизнью и удивительным светом. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Среди интересующихся, были два иностранца, сыгравшие немалую роль в его судьбе.
Один из них Оуэн Максуини. Это был жизнерадостный ирландец, который, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции, он зарабатывал на жизнь, продавая картины художников английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини, Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. В новом жанре приходилось работать более формально. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине не ясно. Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. Этот капризный парень, однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, ежедневно меняет цены на свои картины. Этот ненасытный человек, указано в другом его письме, пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену. Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен был художник уже в 1730-е годы.
С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, у Каналетто сложились более счастливые отношения.
Смит прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого багажа, часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах, Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате, Каналетто получил множество новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым.
Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками.
У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. К концу 1730-х годов спрос на картины художника упал. В Европе шла война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы утратили свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Однако, Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.
В 1746 году Каналетто отправился в Лондон, где его хорошо знали и ценили.
Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали и другие. Среди них, можно отметить большую панораму Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали. По существу, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции писал подробные городские пейзажи. Однако, его лондонские ведуты заметно уступали видам родного города. Об этом говорили и недоброжелатели живописца. Но, если отбросить эмоции, вероятно, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь провести аналогию Темзу с венецианским Большим каналом. Эта ассоциативность лишь вредила самобытности места. Там, где художник ее избегал, из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием.
В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году).
В 1755 году, он вернулся домой. Однако, жизнь на родине не принесла ему радости. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности и самобытности. Чувствовалось, что мастер частично утратил любовь к жизни. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере.
В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии.
Это произошло даже несмотря на то, что необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал лишь спустя два года. Ею стало знаменитое Каприччо с колоннадой, поражающее своей искусной перспективой. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763 г.), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.
Последняя сохранившаяся работа Каналетто рисунок пером и тушью.
Несмотря на годы, взгляд художника остался, по-прежнему, зорким, а рука крепкой. В нижней части листа написано: Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год.
Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.
Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Венеция насквозь поэтична. Поэтично само ее имя, поэтична ее история, поэтична архитектурная летопись, поэтична ее живопись. Не случайно, венецианская живописная школа сыграла столь значительную роль в истории изобразительного искусства. И Каналетто, живший в XVIII веке, когда годы венецианского расцвета остались позади, прекрасно чувствовал поэтичность родного города. Он создал живописную поэму, вновь прославившую Венецию на весь мир.
Венеция Каналетто кажется воплощенной сказкой, в которой все пронизано золотистым светом, льющимся с прозрачного лазурного неба. Современники называли живопись Каналетто светозарной, радостной, прозрачной и восхитительно тщательной. Ее влияния не избежал в те времена ни один пейзажист все они использовали офорты мастера и повторяли композиции его картин.
Это благотворное воздействие не обошло стороной и русскую живопись. В России был художник, которого называли русским Каналетто. Это Федор Алексеев. Приехав в Венецию, спустя пять лет после смерти Каналетто, он прожил там в качестве пенсионера петербургской Академии четыре года и стал верным последователем великого венецианца. Именно он своими замечательными копиями его картин и познакомил с творчеством Каналетто своих соотечественников.

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

КАНАЛЕТТО. Джованни Антонио Каналь родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *