СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА

 

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе «цеппелин». После окончания школы он стал помощником известного пионера планеризма Фридриха Харта, а тот, в свою очередь, во время Первой мировой войны помог пареньку поступить в военную летную школу. Они вместе построили планер S8, на котором Харт в 1921 году установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 21 минуту.
А спустя четыре года Мессершмитт впервые в жизни сам поднялся в воздух и принял «боевое крещение»… попав в больницу после аварийной посадки.
К тому времени он уже имел в кармане диплом об окончании Мюнхенской высшей технической школы, успел основать собственную фирму и построить первый настоящий самолет двухместный моноплан МП. Спустя год фирма выпустила легкий транспортный М18, и на него сразу же нашлись покупатели. Благодаря заказу на 12 самолетов Мессершмитту удалось получить субсидии от баварского правительства на создание собственного дела.
В это же время министерство транспорта на паях с мюнхенским банкирским домом создало авиакомпанию Bayerische Flugzeugwere (BFW). Основатели ее вряд ли предполагали, что в следующей мировой войне их детище выпустит 40 тысяч боевых машин чуть менее половины того, что находилось на вооружении Третьего рейха.
Пока же новому концерну был необходим конструктор-лидер, и выбор пал на 27-летнего Вилли Мессершмитта.
Правительству было невыгодно раздельно финансировать обе авиакомпании, и оно надавило на Мессершмитта, настаивая на слиянии его фирмы с BFW.
Упрямец долго не соглашался, но потом пошел на попятный, поставив условие: он будет заниматься проектированием самолетов, сохраняя за собой все патенты, а серийное производство пусть обеспечивает BFW. В сентябре 1927 года было подписано соглашение о слиянии, и штаб-квартира BFW переехала в Аугсбург. Именно там родились все знаменитые модели Мессершмитта с буквами Вf на фюзеляже (лишь в конце Второй мировой их сменили на Me). Рождение каждой из них происходило в муках.
Во время испытаний случались аварии, которые особенно беспокоили инвесторов. А после того, как в 1931 году крупнейший немецкий авиаперевозчик Lufthansa отказался от закупки «ненадежной» продукции BFW, компания обанкротилась.
Через два года были найдены новые инвесторы, но к тому времени изменилась и ситуация в Германии. На выборах 1933 года к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером. В их правительстве оказался злейший враг Мессершмитта Эрхард Мильх, бывший управляющий директор Lufthansa и убежденный нацист, незадолго до выборов назначенный министром гражданской авиации.
Не ладили они, как ни странно, на личной почве. Мильх не простил конструктору смерти близкого друга, погибшего в аварии одной из моделей Мессершмитта, и поклялся, что правительственных заказов тому не видать. Поэтому конструктору пришлось срочно обзаводиться собственными высокими покровителями в новых властных структурах. Одним из них стал заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс сам страстный авиатор. Вторым бывший летчик, ветеран Первой мировой Тео Кронейс, работавший под началом будущего главнокомандующего люфтваффе Геринга.
Но даже несмотря на такие связи, за Мессершмиттом «наверху» закрепилась репутация надежного бизнесмена-управляющего, но негодного конструктора, чьи модели никогда не поспевают к сроку и постоянно бьются. Новые власти Германии, правда, доверили ему заказ на изготовление 12 самолетов конструкции Хейнкеля и настоятельно дали понять — самому ничего не конструировать!
Но упрямый немец проявил характер к несчастью для всей Европы, которой вскоре довелось познакомиться с новым «изделием» Мессершмитта.
В 1934 году министерство авиации объявило открытый конкурс на конструирование нового истребителя для «Люфтваффе». То, что большая война не за горами, а вместе с ней ожидавшийся золотой дождь военных заказов, ни для кого из промышленников не было тайной. Поэтому в борьбу за тендер вступили три «монстра» тогдашней немецкой авиапромышленности компании Arado, Foce-Wulf и Heinel. Допустили до конкурса и Мессершмитта (понимая, что второго такого шанса не будет, конструктор пустил в ход все свои связи, чтобы попасть в число соискателей), но неофициально дали понять, что на победу ему рассчитывать нечего. Однако он решил победить!
Потому что давно вынашивал проект машины, равной которой не знала мировая авиация. Его конкуренты опирались на опыт предыдущей войны, когда воздушные схватки назывались «собачьими боями» в них более всего ценилась маневренность, а не скорость. Мессершмитт раньше других понял, что время акробатически кувыркавшихся в воздухе этажерок-бипланов ушло, и победа будет принадлежать новым машинам высокоскоростным, мощным монопланам, стремительно набирающим высоту и столь же стремительно пикирующим на противника. Такой и предстала взорам правительственной комиссии опытная модель Вf109.
Она произвела на чиновников сильное впечатление хотя общее мнение склонялось все-таки в пользу самолета Хейнкеля Не112. Но у Мессершмитта к этому времени появилась своя «рука» в министерстве авиации. Пост главы Технического управления занял бывший летчик Удет, серьезно ограничивший властные амбиции Мильха. Сначала и Удет не верил в Вf109. Но он быстро признал свою ошибку и стал одним из самых ярых «лоббистов» самолета, назвав его «лучшим в мире».
Помог Мессершмитту, сам того не ведая, и вероятный противник Великобритания.
Немецкая разведка была в курсе, что англичане разрабатывают собственный истребитель нового поколения Spitfire, дизайн и основные характеристики которого поразительно напоминали Bf109. После доклада разведки даже в косном чиновничьем сознании завелся червячок сомнений может быть, Мессершмитт прав И будущее действительно за его машиной, если техническая мысль противника движется в том же направлении
Дальнейшее, как говорится, история. На последующих летных испытаниях истребитель Вf109 подтвердил, что ему нет равных в Германии. А когда в 1936-м началась война в Испании, самолет составил серьезную конкуренцию самому скоростному в то время истребителю в мире нашему И-16.
Кстати, именно успехи советского самолета в испанском небе заставили высших чиновников принять совершенно безумное с точки зрения немецкого «орднунга» решение: послать на боевое крещение в Испанию опытные образцы Вf109. Вначале враги Мессершмитта потирали руки его машины, не прошедшие полного цикла испытаний, чаще ломались, чем взлетали. Но каждая такая поломка приводила лишь к новым усовершенствованиям. И к концу испанской кампании поступившие на вооружение эскадрильи «Легион Кондор» машины Вf109 серии Е (летчики прозвали их «Эмилями» — таково было второе имя Мессершмитта) установили паритет в воздухе с советскими И-16.
А позже, во время воздушной операции «Битва за Англию», взяли верх не только над устаревшими британскими Harrier, но и над новейшими Spitfire. До середины Второй мировой войны Вf109 не имел себе равных в небе Европы. По сравнению с немецкой «крылатой пулей» (как окрестили истребитель газетчики) самолеты союзников производили впечатление зависших в воздухе.
Всего за годы войны компания Мессершмитта произвела около 35 тысяч истребителей Вf109 рекорд в истории авиастроения. Другой рекорд заключался в том, что все это время десяткам марок истребителей союзников фактически противостоял один немецкий (лишь к концу войны компанию ему составил FW190 Фокке-Вульфа)
Но уже к концу войны преимущество «мессеров» в воздухе растаяло без следа. Конкуренцию им составила новая «поросль» советской авиации.
Не собирались мириться с диктатом Мессершмитта и его коллеги в Англии и США.
Особенно преуспели англичане, вооружившие свои ПВО последним чудом техники, недоступным армиям других стран, радаром.
Неутомимый Мессершмитт конструировал все новые и новые модели. Но ни вернувший Германии мировой рекорд скорости истребитель Вf109, ни гигант Вf321, способный перенести танк, ни другие новинки фирмы BFW в серию так и не пошли. Война близилась к завершению, а с ней клонилась к закату и карьера Вилли Мессершмитта.
Впрочем, незадолго до окончательно краха он все-таки смог совершить еще одну авиационную сенсацию. Модель Ме262 стала первым реактивным самолетом, успевшим зарекомендовать себя в бою. Но машина Мессершмитта запоздала сначала ее конструировали как перехватчик, затем по личному указанию Гитлера перепрофилировали в истребитель-бомбардировщик, а в самом конце войны снова «бросили» на перехват. В результате этой бюрократической чехарды время было упущено: лишь десятки машин из тысячи собранных успели совершить боевые вылеты.
По окончании войны оставшиеся в ангарах и на аэродромах Ме 262 разобрали на трофеи победители.
Сам конструктор, в отличие от многих своих коллег, не пожелал сотрудничать с американцами. Отсидев два года в тюрьме по обвинению в использовании на своих заводах заключенных концлагерей, Вилли Мессершмитт уехал в Испанию, к Франко, который не забыл услуг, оказанных ему в 1936-м. На родину творец немецкого авиационного чуда вернулся только в 1959 году и восстановил свою фирму, позже вошедшую в состав авиаконцерна ММВ.
Уже после смерти Вилли Мессершмитта в 1978 году один из бывших пилотов Ме 262 выступил с сенсационным заявлением: будто бы он в апреле 1945-го первым преодолел звуковой барьер! И хотя документально подтвержденных свидетельств этому не осталось, к заявлению летчика специалисты и историки авиации отнеслись серьезно как ко всему, что было связано с именем Мессершмитта.

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ III-го РЕЙХА Мечта о строительстве летательных аппаратов родилась у Мессершмитта еще в пятилетнем возрасте, когда сын баварского виноторговца впервые увидал плывущий в небе

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *