БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli)

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник.
Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro). Фамилия Гоццоли впервые появилась только во втором издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари ( в первом, 1550 г., ее не было). Родился художник во Флоренции.
Скупая оценка искусства Беноццо — Вазари весьма сдержанно о нем отзывался и даже критиковал (вроде: «…и хотя но сравнению со многими, превзошедшими его в рисунке, он отнюдь не был на высоте» или, чуть ниже: «среди такого множества работ у него все же получались и хорошие») и через столетия, дойдя до наших дней, создавала впечатление, что Гоццоли был приятным живописцем, но ограниченным, однако, рамками запоздалой, «отдающей готикой» декоративности, скорее «иллюстратором», чем истинным художником.
Но это не так — новые исследования позволили определить место Беноццо в той чрезвычайно активной художественной среде, где создавались произведения как «большого», так и прикладного искусства, ставшей фундаментом для расцвета творчества крупнейших мастеров флорентийского Возрождения, выявить его индивидуальность и достойный масштаб личности художника и разностороннего ремесленника, весьма искусного и в свое время очень ценимого влиятельными заказчиками, среди которых были и знаменитые Медичи.
Беноццо Гоццоли станет «приятным посредником» между старым и новым, между самыми жизненными ответвлениями готического стиля и новаторским обновлением художественного языка в гуманистическую эпоху.
Первые опыты Беноццо как художника, уже хорошо владеющего профессиональными навыками — хотя сведений о его обучении в какой-либо флорентийской мастерской не имеется — восходят к 1439 году, когда, согласно найденным документам, он исполнил на погребальной пелене, предназначавшейся для братства Сант Аниезе аль Кармине «Вознесение Христа». В 1441 году он написал для Джованни дель Пульезе «compasso», то есть картину в типичном для готики сложном обрамлении, которую заказчик передал тому же братству. В декларации из семейного кадастра за 1442 год Лезе упоминает, что двадцатилетний Беноццо «учится живописи». Однако скромность и краткость этих слов не дает ясного представления о том, что же там происходило на самом деле — исполняя росписи доминиканского монастыря Сан Марко, Беноццо не только учился у Фра Джованни да Фьезоле, прозванного Анжелико, но, скорее, сотрудничал с ним.
Первые самостоятельные опыты художника исследователи относят к 1446-1447 годам — времени окончания работ в Сан Марко. Речь идет о маленьких по формату и тщательно исполненных произведениях, обнаруживающих в Гоццоли раннюю склонность к «каллиграфичной», напоминающей миниатюру, живописи.
Пример редкого для Беноццо обращения к миниатюре свидетельствует об его открытости для эксперимента; в поисках истинного своего призвания и в стремлении завоевать твердое положение он в эти годы осваивал различные техники в еще большей мере, чем того требовала типичная флорентийская мастерская с ее универсальным художественным образованием. Любознательность и разносторонность интересов, думается, и привела его к двухлетнему сотрудничеству с многочисленной группой, работавшей под руководством Лоренцо Гиберти над завершением Райских дверей Баптистерия, Согласно контракту от 21 января 1445 года (1444 год по флорентийскому стилю), начиная с 1 марта этого года в течение трех последующих лет Беноццо должен был работать над Райскими дверями, занимаясь полировкой бронзовых панно после их отливки; однако в марте 1447 года, то есть за год до истечения срока, Гоццоли уехал в Рим для исполнения важного заказа папского двора — он снова работал вместе с Фра Анжелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето.
Но Гоццоли известен, прежде всего, как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов — росписи, посвященные жизни Святого Франциска Ассизского Монтефалько, 1450-1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни Святого Августина (Сан Джиминьяно, 1463-1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467-1485).
Гоццоли, безусловно, был известен знаменитый цикл Джотто в Верхней церкви в Ассизи, также посвященный Франциску Ассизскому. Об этом свидетельствуют многие совпадения в композиции ряда сцен. Но также очевидно, что во многом художник шел своим путем. Отбор сцен в этом цикле отличается от того набора, который можно видеть у Джотто и который к тому времени стал уже традиционным. Гоццоли ограничивает свой выбор только сценами из жизни святого — от его рождения до смерти — он опускает посмертные явления Франциска и не показывает совершенных им при этом чудес. Художник также отходит от хронологической последовательности событий, как они изложены в «Большой легенде» * св. Бонавентуры*, и создает свою последовательность эпизодов.
Этот, довольно хорошо сохранившийся, цикл, заключает в себе 19 эпизодов из жизни святого, занимающих 12 картин и — к большому сожалению, утраченный — витраж. В некоторых случаях на одной картине помещено несколько следующих друг за другом, эпизодов.
В 1464 году, только что женившись, Беноццо покинул Флоренцию и отправился расписывать фресками хор церкви Сант Агостино в Сан Джиминьяно; это был первый этап второй и последней серии его поездок, связанных с работой в различных местах Тосканы, в столицу которой он уже никогда более не вернулся.
Пребывание в Сан Джиминьяно, продолжавшееся до 1467 года, отмечено крупными работами Беноццо как для религиозных, так и для гражданских сооружений. Росписи, посвященные Святому Августину, располагались тремя регистрами под крестовым сводом хора с изображениями четырех евангелистов — восемнадцать сцен (четыре из них в люнетах) охватывают всю жизнь Святого Августина от детства до смерти.
Достигнув на пороге пятидесятилетия славы, высоко ценимый в Тоскане и Умбрии, Беноццо был приглашен для осуществления одного из самых грандиозных живописных проектов, о каком только мог мечтать в то время художник Центральной Италии — завершить фресковые росписи в Кампосанто в Пизе, работа над которыми была прервана в предыдущем столетии. Первого января 1469 года (1468 год по флорентийскому стилю) ему было официально поручено украсить фресками длинную северную стену, а закончил он росписи, судя по дате последнего платежа, до первого мая 1484 года. В течение пятнадцати лет во главе своей мастерской он выполнял работу, о которой Вазари сказал, что «столь обширное предприятие не без основания испугало бы целый легион живописцев».
Когда флорентийские художники следующего поколения — Боттичелли, Козимо Росселли, Гирландайо — лишь начинали в 1482 году пробовать свои силы на грандиозных но размеру стенах Сикстинской капеллы в Риме, Беноццо уже подходил к завершению столь же сложных композиций в Кампосанто; некоторые из этих живописцев — прежде всего Росселли и Гирландайо — вдохновлялись ими в своих ватиканских фресках.
Гоццоли, которому помогали два его брата, Бернардо и Джованни, и Джованни ди Муджелло, племянник Фра Анджелико, написал в Кампосанто Благовещение, Поклонение волхвов, Апостолов со святыми, но особенно большого труда потребовала серия из двадцати трех сцен на сюжеты Ветхого Завета.
Вазари назвал сделанное Беноццо «поистине потрясающим», употребив определение, которое в своих Жизнеописаниях применял главным образом, если не исключительно, к непревзойденному искусству Микеланджело; и хотя, скорее, оно относится к масштабности и серьезности работы, чем к поражающей грандиозности результата (как то было в отношении к произведениям Микеланджело), оно свидетельствует о восхищении, с каким не очень снисходительный в оценках биограф и — в еще большей степени — современники Беноццо оценивали его самое значительное творение.
Одним из — если не самым значительным произведением Беноццо Гоццоли является так называемая Капелла волхвов (Cappella dei Magi) — знаменитая капелла в Палаццо Медичи-Рикарди (Флоренция), расписанная художником в 1459-60 гг. на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.
Письма того времени свидетельствуют, что художник беспрекословно слушался заказчика, Пьеро Медичи. Роспись покрывает все стены сплошным ковром, она задумана не как цикл фресок, а как единая декорация, непрерывно развертывающаяся по стенам капеллы.
Три остальные стены капеллы опоясывает непрерывная фреска, изображающая нескончаемое многолюдное шествие, возглавляемое тремя волхвами. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы. Вместо традиционной темы «Поклонения» с принесением даров, художник выбрал более редкую тему — их путешествия, которая здесь приняла форму триумфальной процессии, своей роскошью и шумной, очевидной светскостью контрастирующей с мистической задушевностью оборазов в алтаре. Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам — семье Медичи и их земле — райские кущи, населенные ангелами — это стилизованные мотивы тосканского пейзажа неподалеку от Флоренции.
Навстречу посетителю, когда он входит в капеллу, справа от края стены движется длинный кортеж, извиваясь змеей сверху вниз, из глубины на передний край. В процессию включено не менее 150 фигур. Процессия началом и концом смыкается у алтаря, уходя своими краями из поля зрения и образуя как бы непрерывное кольцо. Тесное пространство молельни иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами. В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту.
Росписи в Капелле волхвов — невероятное зрелище. Прошли века и то, что казалось устаревающим тогда — кажется новым, молодым и свежим сейчас. Исторические деятели превратились в сказочных персонажей, а тосканские пейзажи — в луга и поля неведомой волшебной страны. Сияющие короны, изукрашенные одежды, загадочные лица, бесконечное путешествие трех неведомых королей — отдельный мир и великолепный подарок мастера.
Умер Гоццоли в Пистойе 4 октября в 1497 году.

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ. (Benozzo Gozzoli) Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 14201497) итальянский ( флорентийский) художник. Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro).

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *