Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место на конвейере должны были занять лучше вооружённые и защищённые Т-70. Руководство завода добрый месяц бомбардировало ведомственную верхушку письмами, пытаясь доказать, что в текущий момент радикальная смена продукции невозможна. В конце концов Государственный комитет обороны разрешил заводу 37 продолжать выпуск Т-60 до конца лета 1942-го.
В эти месяцы и появился лёгкий танк Т-45.
Но почему заводчане так не хотели выпускать новую, более совершенную, машину И был ли Т-45 конкурентом Т-70, как до недавнего времени единодушно утверждали отечественные историки
Когда пришло указание начать освоение производства Т-70, у завода 37 и без того хватало головной боли. Например провал поставок двигателей ГАЗ-202, которые устанавливались на Т-60. За первый квартал 1942 года завод 37 выполнил план на постройку корпусов на 100%, но недополучил от поставщика 664 мотора. Переход к строительству Т-70 требовал вдвое больше двигателей ГАЗ. Можно ли было рассчитывать на такие поставки, если Горьковский автозавод не справлялся даже с текущими объёмами
Ещё одной проблемой была необходимость в глубоком переоснащении производства. Заводу нужно было освоить изготовление 1400 новых деталей, 545 штампов, требовалось 825 новых приспособлений и 2300 единиц инструмента.
Наконец, заместитель начальника технического отдела Наркомата танковой промышленности С. А. Гинзбург имел личный интерес к тому, чтобы завод 37 продолжал строить Т-60. Как раз весной 1942 года он занимался разработкой лёгкой штурмовой САУ на агрегатах этого танка. И не хотел, чтобы его работа пошла прахом, потому что базовую машину сняли с производства.
Поэтому, когда руководство завода предложило проект глубокой модернизации Т-60, а военные приняли эту идею в штыки, Гинзбург принял сторону заводчан и повлиял на итоговое решение. В протоколе заседания появилась запись: «испытать этот танк на 200 км. Материал прислать в ГАБТУ КА. Пока больше этих танков не делать».
Выходит, что никакой конкуренции между Т-45 и Т-70 не было. Разрабатывая этот танк, конструкторы завода 37 хотели избежать крупного вторжения в отлаженный производственный цикл. Вот и появилась идея: оснастить привычный танк более мощными бронёй и вооружением, а также другим двигателем.
Ещё летом 1941 года советские инженеры проработали теоретическую возможность оснащения Т-60 альтернативным двигателем ЗиС-5/ЗиС-16. Как раз ЗиС-16 оказался под рукой у коллектива завода 37 его сняли с автобуса. Мотор был изрядно поношенным: он проехал без капитального ремонта уже 35 000 километров. Перед тем как поставить двигатель под танковый капот, его доработали, изменив или усилив некоторые узлы. В новом амплуа мотор получил обозначение ЗиС-60.
Танк, переделанный под новый «движок», пошёл на испытания 19 мая 1942 года. Поскольку впереди были ещё усиление брони и установка более тяжёлой пушки, боевая масса машины неизбежно должна была вырасти, так что Т-45 догрузили до расчётных 6800 килограммов. Результаты испытаний оказались обнадёживающими, хотя и не без изъянов. К примеру, над системой охлаждения надо было ещё поработать. Для более полных испытаний завод 37 решил построить пять танков с новыми моторами. Однако сделано это не было, ограничились одной машиной.
Самым заметным отличием Т-45 от Т-60 стала новая башня с кормовой нишей. В башне были установлены 45-мм орудие и спаренный с ним пулемёт. Толщину брони на бортах башни конструкторы довели до 35 мм, а вот корпус оставили 15-миллиметровым, как у Т-60. Усилили на 10 мм только лобовой лист. При необходимости можно было «накинуть» на него ещё два десятка миллиметров, и тогда Т-45 сравнялся бы по защищённости с Т-70.
Поскольку в распоряжении завода был только один двигатель ЗиС-16, на Т-45 пришлось установить менее мощный, но и куда менее дефицитный мотор ЗиС-5. Его сняли с грузовика, прошедшего 12 000 километров. Из-за слабого мотора скорость танка упала до 37,2 км/ч. Разработчики рассчитывали, что если испытания Т-45 пройдут успешно, то можно будет начать выпуск танка со «слабым» двигателем, пока не получится наладить поставки более мощного.
Испытания Т-45 начались 20 мая 1942 года.
Первой по программе шла стрельба. Орудие показало скорострельность 78 выстрелов в минуту с места и около трёх в минуту на ходу. Испытатели отметили, что, благодаря более просторной башне, обслуживать пушку удобнее, чем в Т-60. Правда, сама башня была тяжелее, так что подбашенный лист немного прогнулся. Но даже этот дефект не помешал всем 25 выстрелам попасть в мишень.
Пробегом Т-45 испытывали с 6 по 13 июня 1942 года. Всего танк прошёл 1505 километров. Ходовые испытания показали, что есть недостатки в конструкции крепления вентилятора, дважды приводившие к поломкам. Также двигатель много работал на повышенных оборотах, что грозило ему преждевременным выходом из строя. Несколько раз ломались гусеничные траки, хотя здесь претензии больше следовало адресовать заводу 183, который их производил. Резиновые бандажи могли отслаиваться от катков.
Испытания были признаны в целом успешными, тем более что танк ездил мало того что на нештатном, так ещё и не новом двигателе.
Хотя Т-45 не был плохим танком, Главное автобронетанковое управление не одобрило его серийного производства. Летом 1942 года танк с одноместной башней, без перспектив к модернизации и с двигателем, которого не было в производстве, был нежизнеспособен. Особенно с учётом того, что уже был принят на вооружение и активно выпускался более совершенный Т-70.
Но повоевать экспериментальному танку Т-45 всё-таки довелось: в конце сентября 1942 года его передали войскам Западного фронта.

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

Т-45. ДИТЯ КОМПРОМИССА История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *