НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ «ТИГРОВ»

НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ ТИГРОВ На Восточном фронте Тигры впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового

На Восточном фронте «Тигры» впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового батальона.
Результат боя оказался для «Тигров» весьма печальным…
Обескураживающим началом своей боевой карьеры «Тигры» во многом обязаны лично Адольфу Гитлеру, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково — малыми группами, в абсолютно неблагоприятной для их веса местности. В своих воспоминаниях Гудериан с горечью и раздражением пишет о том, что Гитлер просто горел желанием поскорее испытать новое «чудо-оружие». В результате на мощные «Тигры» была возложена совершенно второстепенная задача: в составе 502-го тяжелого танкового батальона начать небольшую атаку на труднопроходимом участке болотистой местности под Ленинградом.
Итак, в августе 1942 года в сопровождении техников и специалистов от фирмы-производителя («Хеншель и сын АГ») взвод «Тигров» из 1-й танковой роты 502-го батальона был отправлен на Восточный фронт. После прибытия на станцию Мга (юго-восточнее Ленинграда), танки немедленно перебросили на линию фронта.
29 августа 1942 года в 10.00 взвод прибыл в лес, в расположение батальона.
Около 11.00 поступил приказ готовиться к выступлению. Первым на своем командирском «Тигре» шел командир батальона, майор Рихард Мэркер, за ним следовал «Кюбельсваген» (немецкий аналог джипа, изготовленный фирмой Volswagen) главного инженера Франке, представлявшего «Хеншель и сын АГ». Вскоре при поддержке пехоты танки достигли передовых позиций и начали обстрел обороняющихся советских войск. За короткое время им удалось отбросить русских и перейти в наступление. К сожалению для немцев, топкий болотистый грунт сковывал маневры тяжелых «Тигров». Воспользовавшись этим, наши бойцы открыли прицельный огонь по огромным мишеням.
Достигнув гребня холма, взвод разделился на две части и начал охват противника. «Кюбельсваген» попал под обстрел, а когда наконец сумел вырваться вперед, то сразу же столкнулся с неподвижным «Тигром». Причиной остановки оказалась неисправность в коробке передач. Как выяснилось, это было еще не самое страшное. Рядом стоял «Тигр» с заглохшим двигателем. Посовещавшись с механиком, Франке принял решение выйти из машины и пешком добираться до неисправного танка. После краткого осмотра выяснилось, что устранить неполадку на месте не представляется возможным, поэтому «Тигр» необходимо срочно эвакуировать в расположение ближайшей ремонтной роты. Когда инженеры достигли своего «Кюбельсвагена», к ним подъехал майор Мэркер и сообщил, что из строя вышел еще один танк. На этот раз вышло из строя рулевое управление.
Ночью все три танка были успешно отбуксированы в ремонтные мастерские, причем каждый «Тигр» пришлось тащить по болоту с помощью трех 18-тонных тягачей (вероятно FAMO Sdfz9). Что и говорить, ситуация была исключительно благоприятной для советских войск, однако они не сумели вовремя оценить этого и позволили раненым, но уцелевшим «Тиграм» покинуть поле боя. В ремонтных мастерских из танков извлекли неисправные узлы и тут же отправили их самолетом в Германию, на завод-изготовитель, откуда незамедлительно были высланы новые детали. Работа кипела день и ночь, так что уже 15 сентября все «Тигры» вновь были в строю.
Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать «Тигры», вместе с небольшой группой «троек» в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой «Тигры» потерпели неудачу 29 августа.
Протесты майора Мэркера, представившего командованию рапорт о невозможности использования тяжелых танков на заболоченных участках, были оставлены без внимания, поскольку план операции принадлежал лично фюреру.
22 сентября, после серии ударов с воздуха, началось сражение. Первый «Тигр» был остановлен на подступах к передовой. Хотя снаряд, угодивший в лобовую плиту, так и не смог пробить броню, двигатель танка от полученного удара заглох. После безуспешных попыток оживить его, экипаж принял решение покинуть танк и подорвать его, чтобы не доставался врагу.
Остальным трем танкам повезло чуть больше. С горем-пополам добравшись до передовой, они получили повреждения, а потом просто увязли в топкой болотистой жиже. Но и на этом их страдания не закончились. Впоследствии, после титанических усилий, два танка все же удалось вытащить из трясины. Улыбнулась удача и самому первому «Тигру», которого чудом спасли от полного выгорания. Вопреки опасениям экипажа, двигатель оказался исправным.
Меньше всего повезло четвертому «Тигру». Он увяз так глубоко, что вытащить его не представлялось никакой возможности. Танкисты оказались в безвыходном положении. Они боялись оставлять танк врагу, но при этом еще больше боялись своими руками уничтожить драгоценную машину. Не в силах принять окончательное решение, они предпринимали отчаянные попытки спасти «Тигр». Ночью 24 сентября к танку подошла ремонтная рота. С неподвижного корпуса сняли все сколько-нибудь ценные компоненты, начинили остов взрывчаткой и подорвали.
Но и это еще не все. Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Волховском фронте, по своему обыкновению решил переложить ответственность за неудачу на исполнителей. Майор Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал у него объяснений по поводу «бестолково проигранной операции». Напрасно служака пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение тяжелых танков на абсолютно непригодной для этого местности. Гитлеру нужен был «козел отпущения», поэтому майор был снят с должности и с позором переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого (2 февраля 1943 г.) погиб в бою.
Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров». Впоследствии Гудериан безжалостно и точно подвел итоги этой странице их истории: «Тяжелые непоправимые потери и рассекречивание нового боевого средства, которое в будущем уже нельзя было использовать внезапно, — таковы последствия такого применения новых танков».

P.S. А боевой дебют новейших немецких танков прошёл для руководства Красной армии…незамеченным.
Впервые о немецких танках Рz.рfw.VI в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) узнали поздней осенью 1942 года, причем получили эту информацию через англичан. 9 ноября 1942 года Британской военной миссией в СССР была передана информация о новых образцах немецких танков и самоходных установок. Среди полученных сведений был и немецкий список новых образцов бронетехники, захваченный англичанами в Северной Африке. В документе, датированном 7 октября 1942 года, присутствовал, в частности, и индекс Рz.рfw.VI. Что это за танк, англичане не знали, поэтому просили ГАБТУ КА поделиться любой имеющейся информацией.
Впрочем, долго союзникам искать информацию не пришлось: уже в конце ноября 1942 года в Тунис прибыл 501-й тяжелый танковый батальон. Первыми, кто попал под огонь немецких тяжелых танков, оказались американцы…

НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ ТИГРОВ На Восточном фронте Тигры впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового

НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ ТИГРОВ На Восточном фронте Тигры впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового

НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ ТИГРОВ На Восточном фронте Тигры впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового

НАЧАЛО БОЕВОЙ ЛЕТОПИСИ ТИГРОВ На Восточном фронте Тигры впервые приняли участие в боевых действиях у станции Мга под Ленинградом 29 августа 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *