УИЛЬЯМ ОККАМ. (1285-1347). » БРИТВА ОККАМА»

УИЛЬЯМ ОККАМ. (1285-1347).  БРИТВА ОККАМА Английский философ, монах францисканского ордена. Один из величайших логиков всех времен. Отец современной эпистемологии науки о знании. Развил

Английский философ, монах францисканского ордена.
Один из величайших логиков всех времен. Отец современной эпистемологии науки о знании. Развил принцип мышления, получивший название «бритва Оккама». Он формулируется следующим образом: «Не следует умножать сущности без необходимости». Этот принцип означает, что если нужно объяснить какое-то явление, то чем меньше новых понятий, фактов и логических шагов мы для этого используем, тем лучше.
Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.
Самое известное утверждение философа сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения закон экономии и принцип бережливости. Он звучит так: «Не следует множить сущности без необходимости» или: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего».
Не нужно усложнять то, что можно объяснить просто; не нужно вводить дополнительные понятия и категории, если для доказательства какой-либо истины можно обойтись без них.
Александр Великий разрубает гордиев узел. Эта история олицетворяет безнадежную проблему, которая решается при помощи разрубания самой сложности, и является грубой аналогией «Бритвы Оккама».
Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом.
«Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту» (У. Оккам)
Одним из спорных вопросов в средневековой философии был вопрос об универсалиях, то есть об общих понятиях, которые у Платона назывались идеями. Например, Платон считал, что в идеальном мире существует общая идея (универсалия) яблока, по образцу которой созданы все яблоки в нашем мире. Спор происходил в основном между реалистами и номиналистами. Реалисты считали, что универсалии существуют в реальности, номиналисты же утверждали, что универсалии находятся лишь в человеческом уме и больше нигде не существуют. Сам термин «номинализм» произошел от слова «номен» «имя», то есть эта наука рассматривает лишь абстрактные названия, а не конкретные предметы, присутствующие в мире.
Уильям Оккам, как номиналист, считал, что универсалии это «знаки ума». Почему же они не могут существовать на самом деле Если бы универсалии находились в реальной сфере бытия, то одним своим присутствием они бы уничтожали свою «общность». В этом случае любая универсалия стала бы индивидуальным объектом или любая вещь могла бы считаться общим понятием. Таким образом, универсалия, с точки зрения Оккама, это вымысел.
Кроме этого, Оккам приводил и другие доказательства условности такого понятия как универсалии. Он утверждал, что ни в одной реальной вещи нельзя обнаружить универсалию как нечто реальное и наблюдаемое. Общие понятия не существуют ни до вещей, ни внутри самих вещей, ни после них. Так как в вещи универсалия отсутствует, значит, ее существование ограничено областью ума, где она выполняет обозначающую функцию. Оккам подразделял универсалии на два вида естественные и условные. Естественные знаки возникают в уме, это представления о вещи, то, как человек видит ее своим внутренним взором. Когда человек выражает понятие словами, это условная универсалия.
«Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры» (У. Оккам)

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *