ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ.

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

«Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам».
… Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову.
Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин…
Что стояло за убийством Михаила Черниговского
Об убиении князя Михаила и его спутника боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников. Записки католика ценны для нас тем, что они объясняют некоторые особенности религиозности монголов, без которых невозможно понять причину убийства: «Прежде всего также они делают идол для императора (умершего Чингисхана) и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти.. В полдень также они покланяются ему (Чингисхану), как Богу, и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены».
Отметим, что поскольку монголы были кочевниками, то подобные ставки с изображением Чингисхана они устраивали на всяком месте, куда перебирались. Кроме того, Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой: «Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла».
Как видим, обряд очищением огнем был одним из основных в ставке Батыя, и без его прохождения никто не мог приблизиться к хану. В записках рассказывается, что проход меж двух огней был необходимым минимумом для всех, а вот кланяться изображению Чингисхана заставляли далеко не каждого русского князя. Почему для мученика и его слуги был выбран самый жесткий вариант, мы расскажем ниже, а пока обратимся к основному агиографическому источнику.
В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу».
Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Житие сообщает, что многие русские князья из-за «соблазна века сего» исполняли все необходимые обряды.
Заметим, что по свидетельству Карпини, монголы были веротерпимыми и кроме случая с Михаилом Черниговским никого не принуждали кланяться «идолам», если это противоречило их религии. Отказ же некоторых русских правителей проходить обряды сверх очищения огнем мог и не приводить к жестокой расправе.
Жестокость по отношению к князю Михаилу, который в житии называется «великим русским князем» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, Батый показательной казнью бывшего киевского князя мог добиться большей покорности со стороны других русских вассалов. Во-вторых, хан мог быть отрицательно настроен по отношению к Михаилу, поскольку другие русские князья интриговали против него в ставки Батыя, желая получить ярлык на великое княжение. Третью версию предлагает житие хан убивает Михаила и Феодора в гневе за отказ поклониться «его богам».
При этом агиограф называет их изначальной целью поездки в Орду — желание обличить «цезаря» в его «прелести» и пострадать за веру христианскую.
Безусловно, религиозная мотивировка поступков была очень важна для черниговского князя, но историки чаще объясняют его поездку и смерть политическими мотивами. Незадолго до поездки Михаила в Орду он боролся с другими князьями за Киевский престол, был вынужден бежать в Венгрию, отказал в помощи против татар рязанским князьям за то, что тех не было на реке Калке, и правил то в Киеве, то в Чернигове до момента своего вызова в ставку Батыя.
Изначально Батый не хотел убивать Михаила, хотя соперники его и обвинили в краже коней, посвященных хану, что являлось очень тяжким преступлением. Монголы могли бы легко казнить черниговского князя по приговору суда, не прибегая к сложным процедурам (теоретически, неугодный князь мог согласиться пройти все необходимые обряды, и тогда его убийство было бы весьма сложным). Однако интриги соперника сделали свое дело, и Батый решил устроить мученику очень жесткий тест на лояльность. В результате отказ поклониться изображению Чингисхана стал в глазах монголов политическим преступлением, и Михаила Черниговского казнили как мятежника.
Отметим, что житие Михаила однозначно говорит о том, что убийство было совершено по религиозным мотивам. Находящиеся в ставке Батыя христиане умоляют Михаила подчиниться решению хана. Обещают взять этот грех на себя и вместе его отмолить, но мученик остается непреклонным в своей решимости. Позднее этот эпизод превратится в житийный топос и попадет в Житие Михаила Тверского, также погибшего в Орде.
Отметим, что житие и францисканский монах почти одинаково рассказывают о смерти святых. Некий вероотступник из русских отрезает ножом голову святому князю, а затем предлагает боярину Феодору власть в обмен на отречение от Христа. Феодор с гневом отвергает это предложение и после мучений также лишается головы.
Убийство князя Михаила Черниговского было одним из первых в длинной череде смертей, постигших русских правителей в Орде, но далеко не все жертвы монголов были причислены к лику святых. В случае с Михаилом Черниговским Церковь прославила его, опираясь на надежные свидетельства с самых разных сторон. Несмотря на то, что его убийство произошло 20 сентября, и по традиции мы не пересчитываем средневековые даты с юлианского календаря на григорианский, Русская Церковь отмечает день его памяти 3 октября по новому стилю.

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

ВЫБОР МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО. НЕПОКОРЕННЫЙ КНЯЗЬ. «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». ... Когда хан

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *