ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК»

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде — прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году.
Железнодорожный мост через реку Рейн в Ремагене был построен в 1916-1918 годах по проекту мангеймского архитектора Карла Винера. Свое названием он получил в честь генерала Эриха Людендорфа: под этим именем он и прославился мост Людендорфа (Ludendorffbruce). Мост, с двумя полосами движения и пешеходной дорожкой, имел длину 325 метров и высоту над средним уровнем воды 14,8 м.
Это было мощное типичное для первой четверти XX века сооружение, где три арочных пролета опирались на массивные каменные быки. С каждого края моста возвышались могучие каменные башни, что издалека придавало мосту Людендорфа вид неприступной цитадели, такой же мрачной, как и тот, чье имя он носил. На восточной стороне, практически сразу после с моста железная дорога уходила в прорубленный в скале туннель.
Учитывая чрезвычайно важное стратегическое положение моста, немецкое командование, естественно, заранее озаботилось подготовкой его уничтожения на случай угрозы захвата противником. Все было тщательно проработано: заложены заряды, от которых к электрическому взрывателю шел хорошо защищенный кабель. Проходы с запада к мосту были заминированы.
Тем не менее, столь хорошо продуманная схема рухнула из-за чистой случайности.
В начале марта 1945 года на мосту у Колона попадание авиабомбы вызвало детонацию заложенного заряда. После этого ответственный за взрыв моста Людендорфа получил приказ заложить заряд только когда противник приблизится на расстояние 8 км, а взрыватели только непосредственно перед взрывом. Да и вообще минирование могло производиться лишь в соответствии с письменным приказом офицера, возглавлявшего оборону моста.
Таким офицером был капитан Вильгельм Братге, у которого для защиты моста было 36 солдат его роты, несколько саперов и фольксштурмистов.
В 11:35 7 марта на мост из штаба корпуса прибыл майор Ганс Шеллер, объявивший, что принимает командование на себя.
Для захвата моста Людендорфа американское командование создало специальную штурмовую группу под началом подполковника Л.Энгемана. Где-то около 13:00 7 марта разведка неожиданно для себя обнаружила, что мост все еще в целости и сохранности. Времени было в обрез, и в бой была брошена рота 1-го лейтенанта Карла Тиммермана, поддержанная танками. Хотя немцев было всего ничего, они открыли ответный огонь, а затем взорвали заложенные на походе к мосту заряды, что должно было дать им время на подрыв моста. Немцы отошли на восточный берег, где заняли позиции в туннеле. При отходе командовавший саперами и отвечавший за подрыв моста капитан Фрезенан был контужен, но до места все же добрался.
Было ясно, что мост надо взрывать. Однако немцы потеряли время: Братге требовал от Шеллера письменный приказ о взрыве, а затем препирался с Фреземаном, который также захотел ознакомиться с текстом.
Далее все пошло не по плану: оказалось, что кабель перебит и взрыватель использовать нельзя. А затем, когда взрыв был все же осуществлен при помощи бикфордова шнура, мост устоял.
Немецкий гарнизон, оборонявший мост, во главе с капитаном Братге и капитаном Фрезенханом, сдался американцам.
За сутки, 7 марта, через мост в Ремагене прошло около 8 тысяч солдат, а также танки и артиллерия. Переправа тысяч американских солдат через Рейн вошла в военную историю США как «чудо Ремагена». Легенда гласит, что генерал Эйзенхауэр в этой связи провозгласил: «Мост стоит своего веса в золоте».
Все попытки ликвидировать образовавшийся плацдарм или хотя бы пробиться к мосту по суше потерпели провал, хотя на это были брошены почти 10 тысяч человек под командованием генерала Фрица Байерлейна. 8 и 9 марта немецкая артиллерия активно обстреливала мост в надежде поразить его. Кроме того, начиная с утра 8 марта начались регулярные налеты люфтваффе. Позже было подсчитано, что плацдарм атаковали 367 немецких самолетов, из которых 109 были сбиты американскими зенитчиками.
Это было удивительно, но мост не пострадал.
В ходе следующей попытки немцы применили сверхмощную 540-мм гаубицу «Карл Густав», из которой выпустили по мосту Людендорфа несколько снарядов, каждый из них весил почти две тонны опять безрезультатно.
В период с 12 по 17 марта мост стал целью для «оружия возмездия» ракет V-2.11 ракет взмыли в небо, чтобы поразить мост и ни одного попадания: три упали в Рейн, пять взорвались западнее моста, одна упала возле Колона, другая просто пропала, и только одна попала в жилой дом недалеко от моста, убив троих американцев.
Последняя ставка была сделана на подводных диверсантов. Операция закончилась сдачей в плен семерых элитных спецназовцев
Безуспешный подрыв моста Гитлер расценил как предательство. Четыре немецких офицера были казнены военным судом, включая отдавшего Ханса Шеллера. «Я вырос с обвинениями в трусости», — вспоминал его сын Герт. В 1967 году майор Шеллер по решению суда был реабилитирован.
А 17 марта 1945 года во второй половине дня неповрежденный мост Людендорфа без какого-либо внешнего воздействия внезапно обрушился, унеся с собой жизни 28 американских солдат.
Лишь четыре башни и поныне стоят на берегах Рейна, по две на каждом.

Всемирную известность Ремагенскому мосту принесла голливудская драма «The Bridge at Remagen», снятая в конце шестидесятых. Правда официальные власти Западной Германии не дали разрешения на съемку картины, сославшись на возможные помехи судоходству по Рейну. Поэтому фильм снимали в Чехословакии.
Упоминается Ремагенский мост также в фильме «Monuments Men»2014 года, в котором спецподразделение американской армии во главе с героем Джорджа Клуни спасает в хаосе войны произведения искусства от нацистов.

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

ОПЕРАЦИЯ «ЛАМБЕРДЖЕК» Захват моста в Ремагене вошел в историю благодаря военной пропаганде - прежде всего как символ мужества и храбрости американских войск в 1945-м году. Железнодорожный мост

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *