АВИАЦИЯ И С.А.ЧАЛЫГИН

АВИАЦИЯ И С.А.ЧАЛЫГИН Восьмого октября 1942 года не стало выдающегося советского ученогоакадемика Сергея Алексеевича Чаплыгина. За минувшие годы далеко вперед шагнула наука и техника. В авиации

Восьмого октября 1942 года не стало выдающегося советского ученогоакадемика Сергея Алексеевича Чаплыгина. За минувшие годы далеко вперед шагнула наука и техника. В авиации и гидромеханике, то есть в тех областях, в которых с особенным успехом работал С. А. Чаплыгин, российские ученые добились выдающихся результатов. Замечательные научные идеи С. А. Чаплыгина, однако, по-прежнему полны глубокого содержания и являются источником новых достижений отечественной авиационной науки.
Сергей Алексеевич был учеником знаменитого основоположника современной аэромеханики, славного «отца русской авиации» Н.Е.Жуковского. У него он учился глубоко связывать свои теоретические исследования с практикой, с жизнью С. А. Чаплыгин был твердо убежден в том, что ученый не может быть «кабинетным» теоретиком, что его долг активно содействовать прогрессу человеческого общества. После смерти Н. Е. Жуковского он с огромным успехом продолжал славное дело своего учителя создание научной базы русской авиации и воздушного флота.
Крупнейший теоретик и математик, он был в то же время выдающимся практиком, руководителем больших научных коллективов, замечательным учителем молодых ученых.
Первые научные работы С. А. Чаплыгина студенческое сочинение, за которое он получил золотую медаль, и магистерская диссертация посвящены решению задачи о движении твердого тела в жидкости. Они были написаны под прямым влиянием идей Н. Е. Жуковского и ставили своей целью дать ясную геометрическую картину различных обстоятельств движения. Это были глубокие изыскания, заслужившие высокую оценку в широких научных кругах.
Но уже следующие труды Сергея Алексеевича, относящиеся к 90-м годам позапрошлого столетия, могут служить ярким доказательством оригинальности мысли и большой самостоятельности молодого ученого. Они посвящены труднейшим вопросам теоретической механики, расчетам различных частных случаев движения твердого тела, типа вращения волчка около неподвижной точки, качения тела, например шара на плоскости.
Эти исследования явились крупнейшими достижениями науки и были отмечены присуждением С. А. Чаплыгину золотой медали Российской Академией наук. В развитии научного творчества Сергея Алексеевича эти работы замечательны, прежде всего, самим методом изучения. Здесь впервые в полном блеске проявились его чисто аналитические способности. Если для Николая Егоровича Жуковского была характерна наглядность, геометрическая ясность и изящество метода исследования, конкретность постановки вопроса и получаемых выводов, то для Сергея Алексеевича столь же типичны общность постановки задачи, широта ее трактовки, математическая точность, высокое искусство анализа при помощи сложнейших математических формул и уравнений.
С. А. Чаплыгин обладал огромным талантом математика-аналитика, который в такой законченной форме редко встречается среди ученых. В истории науки едва ли можно указать двух ученых геометра и аналитика, которые столь блестяще дополняли бы друг друга в дружной научной работе, как Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.
В 1902 году С. А. Чаплыгин закончил свою знаменитую докторскую диссертацию «О газовых струях». Это был капитальнейший труд по тому разделу механики, которую называют теперь газовой динамикой и методы которой нашли разнообразное применение в современной авиации. Диссертация была защищена ученым в 1903 году. Написанная с замечательным аналитическим мастерством и с обычной для Сергея Алексеевича сжатостью и лаконичностью, она, однако, не сразу получила признание факт нередкий в истории русской науки.
«Вторая жизнь» этой замечательной работы началась тогда, когда бурное развитие современной авиации поставило проблему о движении тел со скоростями, близкими к скорости звука. На Международном конгрессе в Риме в 1935 году, то есть через 33 года после появления исследования С. А. Чаплыгина, широкие круги ученых впервые познакомились с его содержанием. При этом оказалось, что русским ученым уже давно решены с исчерпывающей полнотой многие проблемы, которые ученые на Западе безуспешно пытались решить в самые последние годы.
С тех пор достижения и методы С. А. Чаплыгина остаются в центре внимания науки. В сущности, все последние успехи в области механики до звуковых течений газа, чрезвычайно важные для авиации, представляют развитие глубоких идей С. А. Чаплыгина.
Крупнейшим техническим достижением начала прошлого века было создание авиации. Еще с 80-х годов позапрошлого столетия талантливые русские изобретатели А. Ф. Можайский и другие делали первые многообещающие попытки строительства аэропланов. К началу 90-х годов относится появление важных теоретических работ Н. Е. Жуковского.
С. А. Чаплыгин не сразу включился в работу в области авиации. По-видимому, в течение достаточно долгого времени он размышлял над возможностями привлечения к решению авиационных проблем мощных средств научного анализа. И только в конце 1909 года доклад Н. Е. Жуковского «О подъемной силе аэроплана», сделанный на очередном съезде естествоиспытателей, полностью привлек внимание Сергея Алексеевича к этому кругу вопросов. Обсуждение с Николаем Егоровичем Жуковским этого доклада привело к введению в науку знаменитого «постулата Чаплыгина Жуковского», который указал путь к решению важнейших задач современной авиации.
В жизни С. А. Чаплыгина важную роль сыграл 1905 год. Выбранный в конце 1905 года директором частных Московских женских курсов С. А. Чаплыгин бессменно руководил ими до 1918 года. Достигнутые им результаты были исключительно велики. Открылась новая черта характера Сергея Алексеевича замечательный ученый оказался вместе с тем и выдающимся организатором, руководителем крупного научного и учебного коллектива. С. А. Чаплыгин с 1903 года состоял профессором Московского университета. В 1911 году с группой прогрессивных профессоров и преподавателей он ушел из университета в знак протеста против незаконного увольнения министром Кассо ректора университета и его помощников. На семь лет прерывается непосредственная связь С. А. Чаплыгина с университетом, куда он вернулся лишь в 1917 году.
С 1921 года, после смерти Н. Е. Жуковского, Сергей Алексеевич стал во главе крупнейшего научно-технического учреждения нашей страны — Центрального аэрогидродинамического института. С. А. Чаплыгин был связан с ЦАГИ до последних дней своей жизни.
Последний период деятельности Сергея Алексеевича был подчинен интересам растущей советской авиации. Он дал законченную и стройную теорию подъемной силы крыла самолета, теорию различных приспособлений, улучшающих его работу. Воспитанный им коллектив молодых ученых с успехом развил глубокие идеи своего учителя.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *