ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА.

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти принадлежит каждое из его творений, приходится отвлекаться на многочисленные детали, очень реалистичные, но порой загадочные. Становится очевидным: кем бы ни был автор, создавший эти произведения, он, безусловно, гений.
Кем был Флемальский мастер
В коллекциях живописных работ XV века искусствоведы выделяют особую группу в нее входят произведения, ставшие основой для развития нидерландской живописи и явно принадлежащие кисти одного художника или представителям единой школы. Эти шедевры долгое время считались написанными неизвестным автором, которого называли Флемальским мастером. Термин появился благодаря названию местности Флемаль откуда прослеживалось происхождение работ. В некоторых источниках указывали «Флемальское аббатство», которого в действительности не существовало очевидно, таким нехитрым способом продавец пытался повысить ценность картины.
Главной отличительной особенностью работ Флемальского мастера был более смелый и прогрессивный подход к изображению сюжетов на библейские темы, чем тот, что господствовал в Европе средневековой поры. Установленный период создания этих произведений с 1410 по 1440 годы, вместе с большим количеством более поздних копий, давали основания предположить, что именно Флемальский мастер стал новатором, родоначальником традиций, которые были подхвачены другими мастерами и развились в целое направление нидерландской живописи.
В начале XX века бельгийский историк искусства Жорж Юлен де Лоо высказал версию, что произведения Флемальского мастера были созданы Робером Кампеном — успешным и популярным фламандским художником, владельцем большой художественной мастерской в городе Турне.
Робер Кампен родился в 1378 году и стал одним из самых ярких представителей Раннего Возрождения. На его творчество оказал большое влияние Ян ван Эйк, с которым Кампен, по-видимому, был знаком лично. Поскольку большинство обнаруженных работ Флемальского мастера выполнены красками нового для того времени, улучшенного состава, можно предположить, что и это усовершенствование было следствием знакомства с ван Эйком, который вошел в историю в том числе благодаря своим экспериментам в области химии и выведением формулы для получения масляных красок.
Робер Кампен считался одним из первых портретистов в Европе, а его стремление к демократичности, внимание к деталям и тщательная, подробная их проработка быстро принесли ему и славу, и заказчиков, и учеников. В числе последователей стиля Кампена были Рогир ван дер Вейден и Жак Даре, каждому из которых рядом исследователей приписывается авторство фрагментов работ Флемальского мастера или даже произведений целиком. Большинство искусствоведов признают автором работ Флемальского мастера именно Кампена.
Один из шедевров живописи XV века алтарь Мероде, названный так по имени семейства, в чьей собственности произведение находилось до Второй мировой войны.
Алтарь представляет собой триптих, на левой створке изображены коленопреклоненные донаторы, на правой Святой Иосиф в мастерской плотника. Центральная часть посвящена сюжету «Благовещение». Вопреки устоявшимся многовековым канонам изображения Девы Марии, здесь действие происходит в домашней обстановке, среди предметов, характерных для интерьера мелкобуржуазного дома, а сама Богородица показана читающей книгу (за чтением Кампен и его ученики изображали персонажей и на других полотнах).
Каждая деталь произведения приковывает внимание и заставляет рассматривать, сравнивать, угадывать например, в узорах на кувшине можно предположить зашифрованный текст, возможно, подпись автора. Большой шаг в развитии живописи в достижении эффекта уюта, гармонии, естественности в доме, который изображен на холсте. Важным шагом стала и тщательная проработка фона, детализированное изображение пейзажей на дальнем плане даже проплывающие в небе облака создают ощущение объема, вытягивая пространство.
Предметы, которые художник поместил в интерьер мастерской Иосифа, притягивают внимание своей не привычной для библейских сюжетов реалистичностью — правая створка алтаря Мероде даже получила неофициальное название «Мастер с мышеловкой».
Критики версии о том, что алтарь Мероде создан Кампеном, указывают на некоторые несовершенства и ошибки при создании перспективы, а проводя аналогию с «Читающей Магдалиной» ван дер Вейдена, предполагают его причастность к созданию алтаря.
Другим шедевром Флемальского мастера считается диптих «Троица», хранящийся в российском Эрмитаже. Створки диптиха сохранили оригинальную декоративную раму с золотым геометрическим орнаментом по красному фону. Это яркое обрамление контрастирует с приглушенной живописной гаммой прохладных тонов.
На левой створке изображение Троицы: Бог Отец держит на руках мертвого Христа, у плеча которого парит голубь Святой Дух.
На правой створке изображена, казалось бы, обыкновенная сцена из домашнего быта мать с ребенком у очага. Особенно трогательно, что Мария греет руку у камина, прежде чем прикоснуться к Младенцу. Этот жест своеобразный «мостик», объединяющий мирское и сакральное. Помещая изображение Мадонны с Младенцем в атмосферу повседневного. Одеяло, лежащее на коленях Марии, выполняет совершенно определенную задачу создать впечатление тепла и уюта в доме.
Робер Камней создаст у молящегося неповторимое ощущение сопричастности происходящему, будто его мирской дом тоже может осенить своим присутствием Дева Мария. Правая створка сочетает как традиционные для средневековья детали ротянутая к камину рука, символизирующая январь, так и новаторские приемы например, изображение двойной тени, от разных источников света.
Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
Три створки Флемальского алтаря, которые с большой определенностью приписывается Кампену, изображает Святую Веронику, Богоматерь с младенцем и выполненную в технике гризайль Святую Троицу.
Интересно, что у ног обеих женщин изображена не обычная трава, а лечебные растения, применявшиеся в то время в медицине. Это неслучайно, ведь Вероника, женщина, что по преданию подала Христу плат по пути на Голгофу, считается покровительницей больных и увечных, а Дева Мария защитницей всех страдающих. Настоящим прорывом в живописи было изображение этого куска ткани в виде тончайшего прозрачного материала, в следах складок, подчеркнуто легкого и воздушного. С точки зрения искусства XV века такое внимание к деталям было очень впечатляющим. Правая створка алтаря, Троица, изображенная в технике гризайль, градациями серого цвета, кажется скульптурой, настолько тщательно и натуралистично изображены фигуры.
Верльский алтарь, диптих, на котором изображена Святая Варвара и Троица, носит название по имени донатора Генриха фон Верле. Именно он изображен на левой створке алтаря, коленопреклоненным, по обычаям того времени. Всего сохранились две боковые створки, центральная утеряна. Композиция вновь наполнена деталями, в которые невольно погружается зритель, и одним из привлекающих внимание элементов является, безусловно, выпуклое зеркало, знакомое по знаменитой картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Возможно, это дополнительный аргумент в пользу того, что автором произведения был действительно Кампен.
Флемальский мастер оказал серьезное влияние на всю нидерландскую живопись и по сути заложил основы традиций Северного Ренессанса с его демократизмом, тщательным и внимательным отношением к деталям, помещением библейских сюжетов в привычную зрителю того времени домашнюю обстановку.
Тем не менее, в отсутствие писем и других документов, которые позволили бы с уверенностью приписать работы Флемальского мастера одному художнику, нельзя исключать, что эти полотна не просто результат гения Кампена, но итог труда целой группы живописцев, сообща создававших в своей мастерской будущее европейского искусства.
Интересно, что правило подписывать свои произведения впервые установил для себя Ян ван Эйк, что, без сомнения, существенно упростило потомкам великих художников работу по установлению авторства дошедших до настоящего времени шедевров.

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

ЗАГАДКА ФЛЕМАЛЬСКОГО МАСТЕРА, ЗАЛОЖИВШЕГО ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА. Картины, написанные так называемым Флемальским автором, отличаются тем, что в попытках разгадать, чьей кисти

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *