«НОСОРОГ» (БЫВШИЙ «ШЕРШЕНЬ») И «ШМЕЛЬ»

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых «панцерваффе» уступает этим советским танкам. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу.
В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин Pzpfw III и Pzpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки.
Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к «классу полевых систем на подвижном лафете».
Серийно, впрочем, производились только две САУ.
Первой стала самоходно-артиллерийская установка, вооруженная 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Эта машина была разработана фирмой «Deutsche Eisenwere».
Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.
По требованию управления вооружений был разработан корпус той же ширины, что и бронекорпус танка Pzpfw III (то есть шире, чем у танка Pzpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка Pzpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы — от среднего танка Pzpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части — опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от «четверки». Двигатель «Майбах» в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а «настил» над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.
Первоначально САУ получила название Hornisse («Шершень»), но в январе 1944 года по личному указанию Гитлера была переименована на «Nashorn» (Носорог). Эти боевые машины поступали на вооружение противотанковых дивизионов РГК и до конца войны принимали участие в боевых действиях.
В 1943-1945 годах было изготовлено 494 машины этого типа. На 10 апреля 1945 года вермахт располагал 62 САУ этого типа на Восточном фронте и 23 — на Западном.
К настоящему времени известно только о двух уцелевших экземплярах Nashorn. Один из них проходил испытания в СССР и сейчас находится в музее БТТ в подмосковной Кубинке. Второй стал трофеем американских войск и затем был отправлен в США сейчас он находится в экспозиции U.S. Army Center for Military History Storage Facility (г.Аннистон).
Полное название второй и последней серийно выпускавшейся САУ на шасси Geschutzwagen III/IV по немецкой традиции совершенно зубодробительно — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf), Hummel (Шмель).
Она производилась фирмой «Deutsche Eisenwere» одновременно с «Насхорном». По конструкции, компоновке и бронированию «Хуммель» был почти полностью идентичен САУ «Насхорн». В центральной и кормовой частях корпуса с помощью болтов и сварки крепилась открытая сверху и частично сзади боевая рубка. Отличие состояло только в вооружении вместо 88-мм пушки установлена 150-мм тяжелая полевая гаубица. Горизонтальные углы наведения составляли ±15°, вертикальные колебались в пределах от -3° до +42°. Дополнительное вооружение состояло из пулемета MG 34, который мог быть установлен на зенитном станке.
Назначение САУ «Хуммель» не отличалось от 150-мм полевых гаубиц артиллерийских полков пехотных дивизий. Но в самоходном варианте эти орудия могли гораздо эффективнее сопровождать и поддерживать огнем высокоподвижные танковые и моторизованные соединения.
Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Сначала самоходки поступили на вооружение войск СС, а потом и вермахта. Массово они стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны.
Так как самоходки «Hummel» были предназначены для ведения огня из закрытых позиций, которые расположены в нескольких тысячах метров от передовой, не было острой необходимости в изощрённом камуфляже. Большинство снимков показывает, что САУ окрашены в базовый цвет Dunelgelb (тёмно-желтый), поверх которого при помощи распылителя красками RAL6013 (зелёной) и RAL8017 (коричневой) нанесены пятна. В зимний период самоходки полностью окрашивались в белый цвет.
В отдельных случаях в 1945 году камуфляж наносился на заводе, и не только с использованием краскопульта, но и кистью.
Общим для всех самоходных установок «Hummel» было место нанесения креста опознавательного знака на борту рубки приблизительно на один метр за вентиляционными решетками двигателя.
Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском.
Ввиду ограниченного возимого боекомплекта в 18 артиллерийских выстрела, для вооружённых Hummel частей был разработан бронированный подвозчик снарядов, который по сути был той же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. Он перевозил 90 снарядов и каждая батарея Hummel по штату должна была иметь две таких машины снабжения. При необходимости прямо в полевых условиях гаубицу s.FH.18/1 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ.
Название самоходки «Хуммель» было безобидным и нейтральным, но 27.02.1944 Гитлер приказом по немецкой армии запретил использовать для обозначения машины это слово.
В начале 1945 года производство Hummel и машин снабжения на его базе было прекращено. Всего было выпущено около 724 САУ (с учётом прототипов и переделок из повреждённых Pz. IV) и 157 транспортёров боеприпасов к ним. По состоянию на 10 апреля 1945 года в германских войсках еще оставалось 168 САУ «Хуммель».
Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года.
Пять самоходных гаубиц Hummel уцелели до настоящего времени и экспонируются в военных музеях Германии, Франции, США и Великобритании.

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

НОСОРОГ (БЫВШИЙ ШЕРШЕНЬ) И ШМЕЛЬ После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и B даже самым оптимистично настроенным

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *