Часть 1 — кятиби, или «секретарь» янычарского корпуса, был гражданским чиновником, назначавшимся на эту должность на 1 год. Под его контролем находился огромный штат бюрократов. В отличие от него яябаши назначался из числа военных. Первоначально он был командиром пехоты яя, однако впоследствии стал заниматься списками личного состава янычарского корпуса. Старшими офицерами, отвечавшими за набор и подготовку, были: румели агасы, который возглавлял 14 учебных орт и проводил девширме на европейской территории; анадолу агасы, возглавлявший 17 учебных орт и девширме в Азии; гелиболу агасы, который руководил учебными ортами, размещенными в Галлиполи. Когда система набора в янычарский корпус претерпела изменения, была введена должность кулоглу башчавушу, который отвечал за подготовку принятых в оджак сыновей янычар.
Командная структура орт также отражала традиции кочевников- тюрок, согласно которым вождь племени заботился об обеспечении своих людей пропитанием. Янычары говорили о своем султане следующим образом: «Отец, который кормит нас». И названия офицерских чинов в ортах также носили определенный «кулинарный» оттенок. Открывал список чин чорбаджи («суповар»; соответствует полковнику), помогал ему ашчи уста («старший повар»), в подчинении которого были один или больше ашчи («повар»), ниже были баш каракуллукчу («старший помощник повара»; младшие офицеры). Чавуш («посыльный»; приблизительно соответствовал унтер- офицеру) был более известен как каракуллукчу («помощник повара»). Единственным офицером в орте, чин которого имел чисто военное происхождение, был байрактар («знаменосец»). Другими офицерами, отвечавшими за материальное и моральное состояние орты, были одабаши («начальник казармы»), векильхарч (квартирмейстер), сакабаши («начальник водного снабжения») и имам духовный лидер.
Дворцовые янычарские школы существовали в главных городах страны: Бурсе, Эдирне, Стамбуле. Обучение в них длилось от двух до семи лет. За дисциплиной следил «главный белый евнух». В программу обучения входили дисциплины:
Ислам и исламские традиции, Коран;
Теология и духовное право;
Военные науки (верховая езда, фехтование, стрельба);
Восточная литература (турецкая и персидская);
Музыка, игра на инструментах, танцы.
Также воспитывались честность, преданность падишаху и войску, хорошие манеры, умение контролировать себя. По завершении курса учебы проводилась чикма отбор и производство в чин. Самые способные получали командные посты, место в придворной иерархии.
Во время учебы контакты с противоположным полом полностью исключались. Выпускники проходили в едином строю, каждый из них держался за край одежды впереди идущего. Затем они выстраивались в одну линию перед одабаши своего нового подразделения. Он выдавал каждому свидетельство об окончании обучения и особый янычарский головной убор.
Вечером того же дня, после молитвы, каждый новый янычар надевал воинскую доламу (куртку) и становился полноправным членом оджака. Он должен был поцеловать руку своего нового командира, который отныне должен был называть его йолдаш («странствующий товарищ»). Может показаться удивительным, но такое обращение указывает на тот факт, что многие янычары не утратили связей со своими изначальными христианскими семьями.
К концу XVII в. наиболее важные провинциальные гарнизоны размещались в Багдаде, Басре, Дамаске, Иерусалиме, Алеппо, Каире, Эрзеруме, Конье, Ване, Хании, Коринфе, Фессалониках, Белграде, Сараеве, Видине, Будапеште, Браиле, Бендерах, Кафе, Очакове и Каменце. Большинство из этих гарнизонов находилось под командованием одного из 32 серхад агасы, или начальника местных пограничных сил.
Однако при этом большие янычарские гарнизоны в Северной Африке образовывали практически независимый оджак, а янычары, размещенные в Алжире, даже имели свой собственный диван. В XVIIXVIII вв. провинциальные янычарские гарнизоны повсюду приобретали все большую автономность. В Дамаске, например, вскоре возникли два различных вида янычарских формирований: «личная армия» губернатора из ассимилированных капы халкы и две орты «имперских» янычар, державших под своим контролем цитадель и городские ворота.
Обмундирование янычар шили из шерстяных тканей, которую изготавливали еврейские мастера в Фессалониках. Главным элементом униформы были головные уборы бёрк или юскюф, в которых отразилось влияние, оказанное дервишами на создание янычарского корпуса. Спереди на головной убор крепилась простая деревянная ложка, которая выполняла роль кокарды. Это является еще одним свидетельством того, насколько сильна была «кухонная» тема в символике оджака.
Одежды старших офицеров были оторочены мехом. Предпочтение отдавалось лисе, белке, горностаю, соболю, рыси и кунице. Сапоги шились из красной кожи, однако старшие офицеры и солдаты привилегированных подразделений носили обувь желтого цвета. Ремни и кушаки также указывали на статус своего владельца: у бостанджи для низших четырех рангов они изготавливались из грубой ткани
для 1-го ранга синего цвета,
для 2-го белого,
для 3-го желтого,
для 4-го сине-белого,
для 5-го ранга из тонкой белой ткани,
для 6-го из белого шелка,
для 7-го из тонкой черной ткани
для 8-го и 9-го рангов из черного шелка.
Османы могли использовать трофейное оружие, но империя также импортировала много снаряжения из Европы. Усилия римского папы, направленные на прекращение этой торговли, провалились даже в католической Италии.
Главными поставщиками военного снаряжения Османской империи в XVIXVII вв. были протестантские Англия и Голландия. Английский корабль, захваченный венецианцами в 1605 г., имел на борту более 700 баррелей пушечного пороха, 1000 баррелей пороха для аркебуз, 500 полностью снаряженных аркебуз, 2000 лезвий для мечей и другие военные материалы, предназначенные для османской армии.
Ранние янычары иногда носили полный комплект доспехов. Это продолжали делать на протяжении столетий при штурмах укреплений. Но к XV в. защитные доспехи османской конницы уже сильно отличались от доспехов пехоты. И в настоящее время многие образцы, считающиеся «янычарскими», на самом деле относятся к кавалерии сипахи. В мирное время янычары не снабжались тяжелым вооружением все оно было складировано в джебехане (арсеналы). В начале военной кампании солдаты просто выбирали себе оружие, которое считали наиболее подходящим.
Поначалу лишь немногие османские пехотинцы были вооружены мечами. Большинство было вооружено луками и короткими копьями. В изготовлении мечей и кинжалов существовала долгая исламская традиция. Однако письменные источники и дошедшие до наших дней образцы свидетельствуют о существовании определенного балканского влияния.
Наиболее распространенным типом османской сабли был килич. Он имел широкий клинок с елманью (расширением на конце), изогнутый несколько меньше, чем иранский аджеми килич. Другим типом оружия была гаддара иранский кинжал с широким и длинным клинком, прямым или слегка изогнутым. До сих пор остается спорным вопрос о происхождении ятагана, клинок которого имел двойной изгиб, и палы, имевшей прямой клинок с односторонней заточкой. Пользовались популярностью разнообразные булавы, такие как гюрз, шешпер и кочбаши («баранья голова»), а также боевой топор тебер. Кроме того, османская пехота использовала различные виды древкового оружия.
В самом начале организации пешего войска янычары, как и другие османские пехотинцы, были стрелками из лука. Затем они перешли на аркебузы, заимствованные у балканских народов. Далмация, например, импортировала огнестрельное оружие из Италии еще в 1351 г. Как раз за год до этого османы захватили свой первый плацдарм на Балканском полуострове. В болгарских источниках аркебузы упоминаются с начала XV в. Существуют неопровержимые свидетельства того, что огнестрельное оружие использовалось османской пехотой уже в начале XV в. Но первым правителем, при котором огнестрельное оружие получило широкое распространение, был Мурад II. Лук на протяжении всей истории оджака оставался престижным церемониальным оружием.
Раннее огнестрельное оружие именовалось тюфенк, тюфек или забтанах. Все эти названия происходят от персидских слов, обозначающих выдувные трубки. Типичные османские фитильные ружья были длиннее западных образцов, и калибр у них был больше. Самые большие ружья (из Алжира) могли стрелять массивными 80-граммовыми пулями, самые легкие (из Греции) 22-граммовыми.
Продолжение следует…