Уже в 19 веке сторонников технического прогресса беспокоила мысль о необходимости строительства в Санкт-Петеребурге метро (изначально рассматривалась даже конная тяга).
Наиболее близким к реализации оказался проект инженера Петра Ивановича Балинского, разработанный в 1890-х годах. Балинский предполагал, что метро будет наземным и пройдет по высоким эстакадам над улицами и водными артериями города.
Балинский разрабатывал свой проект петербургского метрополитена несколько лет. Он планировал построить шесть веток метро общей длиной 172 км, причем две из них кольцевые, 11 метромостов, пересадочные узлы, станции, насыпи и сами эстакады с проложенными по ним рельсами. Высота эстакад должна была составлять от 5 до 10 м
Стоимость проекта оценили в 190 млн руб., гигантская сумма для рубежа XIX и XX века. Но Балинский сумел заинтересовать предпринимателей и те предоставили гарантии на нужную сумму.
В 1901 году первая очередь петербургского метро могла начать работу. Но Городской совет отказался выдать разрешение на строительство, заподозрив, что метро исказит знаменитые петербургские виды, сделает проблемным движение по улицам под эстакадами и приведёт к другим неудобствам. Не говоря о поездах метро, снующих под окнами фешенебельных квартир