20 ФАКТОВ О ВЫПУСКНИКЕ ГОРЕЦКОГО ИНСТИТУТА, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20 ФАКТОВ О ВЫПУСКНИКЕ ГОРЕЦКОГО ИНСТИТУТА, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 июня исполнилось 185 лет Константину Вереницину - вероятному автору шедевра

13 июня исполнилось 185 лет Константину Вереницину — вероятному автору шедевра белорусского литературы XIX века, поэмы «Тарас на Парнасе».
По сути, это едва ли не самое популярное произведение в истории белорусской литературы. По количеству переизданий оно не знает себе равных. Много его издавали в сталинские времена. Алесь Кучер помещал поэму в своей хрестоматии 1934 году. Незадолго перед войной, в 1939-м, поэма вышла отдельным изданием с прекрасными иллюстрациями Николая Малевича. Сразу же после войны, в 1945-м, в продаже появляется новая книга. А в год смерти Сталина поэма выходит снова. Популярность приключений Тараса в сталинские времена была понятной — уцелевшая интеллигенция очень легко могла себя отождествить с Тарасом, который попадает на самый номенклатурный верх и остается не только живым, но и морально побеждает всесильных богов.
1. Вереницин был незаконным сыном российского помещика.
«… Мальчик Костя родился … в крепостной семье крестьян Васильевых … же причины благоволения к крестьянскому парню у пана Василия Бондырева Почему это вдруг так тщательно начали опекать неродовитого мальчишку, отправив на учебу сначала в Городокское приходские училище, а потом — в Витебскую гимназию Почему еще до отмены крепостного права отпустили на волю, помогли в семнадцать лет изменить фамилию и звание, записав в мещане /…/ По всем признакам, был Костя Васильев незаконнорожденным сыном помещика Василия Бондырева … »
2. Изменил фамилию, так как имел через мать ностальгическую связь с витебской деревней Верени:
По словам журналиста Семена Букчина: «… С 1851 года он уже не Васильев, а Вереницин. Возможно, что в этой фамилии проявилась его связь (через мать) с деревней Верени, которая находилась в том же Витебском уезде, что и деревня Островляны , где в усадьбе Бондыревых воспитывался мальчик
3. Был отличником в географии, а в русском языке и литературе успехами не отличался.
У Геннадия Киселева читаем: «… Учитель российской словесности всегда оценивал способности Вереницина баллом ниже … А учитель истории и географии считал самым способным именно Вереницина: ему одному во всём классе … выставлена неоспоримая «пятерка».
4. Бросил учебу в Петербурге, потому что не смог платить за занятия.
«… Вереницин … с 1852 г. студент Петербургской медико-хирургической академии. «В столице он проучился два года: в 1854 году его, по неизвестным нам причинам, из академии исключили», — пишет Геннадий Киселев. Причина, как нам кажется, была в значительном увеличении платы за прослушивание лекций, введенное в академии с 1 февраля 1854 г. 50 рублей серебром в год — эту довольно значительную по тем временам сумму не мог внести в университетскую кассу молодой разночинец, которому не приходилось рассчитывать на щедрую помощь своего «папочки».
5. Вереницин — первый из белорусских писателей, кто вывел белорусского крестьянина главным героем.
Это отмечал в 1940 году молодой литературовед Борис Иоффе: «Образ Тараса — большое, если не главное достижение всей поэмы. Это первый реалистичный образ белоруса в нашей литературе. /…/ Тарас лишен шаржа и гротеска … лишен он и сентиментальности, идилличности и дидактики белорусских образов Рипинскога, Чечёта, Борщевского и Дунина-Марцинкевича … поэма впервые возвела Тараса, крестьянина-полесовщика, на Парнас белорусской поэзии».
Писатель Иван Науменко в 1967-м добавлял: «Утверждая в поэме право белорусского крестьянина быть главным героем литературы, автор тем самым утверждает и эстетическую ценность его языка, его образно-поэтических средств».
6. Некоторые исследователи считали, что в образе Парнаса автор показал ад.
Иван Науменко сделал интересное замечание: «Иногда кажется, что автор … изображает не Парнас, не рай, а ад. Кстати, и полесовщик Тарас, спасаясь от медведя, полетел не на небо, а в яму, пропасть».
Литературовед Эдуард Садовничий сравнивает начало поэмы с «Божественной комедией» Данте: «Героя произведения итальянского поэта в дремучем лесу преследуют звери — аллегорическое воплощение основных типов человеческих грехов, — и он и Тарас, убегая попадает на тот свет …»
7. Белорусские исследователи писали о произведении Вереницина как о поэме, которая порывала с цепями российского господства.
В 1929 году ученый Д.Н. Василевский писал: «В 90-х годах XIX века это было единственное произведение, разрывающее цепи господствовавшей у нас российское школы. Поэма распостранялась в тысячах рукописных списков среди учеников и будила чувство краёвости, сознание наших особенностей в языке, быту. Через школу поэма попадала в дом крестьянина и твердо там оседала. В то время, когда российские шовинисты распространяли мысль, что белорусы — неспособное, вымирающее племя, что для его активизации необходимо смешать кровь белоруса и россиянина путем колонизации и переселения последних на Беларусь, поэма какой-то своей солнечностью разгоняла грустные мысли мужика, поддерживала веру в народные таланты среди местной интеллигенции». Через год после этой статьи Василевский был арестован и до середины 50- х был в заключении.
8. Борис Иоффе опроверг тезис, что автором поэмы был Дунин-Марцинкевич.
В первой половине ХХ века достаточно популярной была версия, что «Тараса …»написал автор «Селянки». Иоффе на это отмечал: «Дунин-Марцинкевич все свои произведения писал силлаби́ческим стихотворением …»Тарас» же написан чатырохстопным ямбом, тоническим метром народной поэзии. Бытопис «Тараса» куда живее и правдивее, чем у Дунина-Марцинкевича. Последний при описании народа сбивался на сентиментализм. Дунин-Марцинкевич в своих произведениях значительное место отводит польским писателем и нигде не упоминает русских … Произведения Марцинкевича характерны своей дидактикой, которая отсутствует в «Тараса на Парнасе».
Известно, что первое произведение Дунина-Марцинкевича — «Селянка» («Крестьянка») — вышло в 1846 году. Если признать его автором поэмы, пришлось бы допустить, что «Тарас на Парнасе», написанный ранее 1846 года, является одним из самых ранних произведений Марцинкевича … Трудно допустить, что такое зрелое в литературном отношении произведение, как «Тарас», мог написать Дунин-Марцинкевич в самом начале своего творческого пути. Не вероятнее ли будет предположить, что … поэма сделала свое влияние на … Марцинкевича …»
9. «Тарас на Парнасе» был предвестником классических крестьянских произведений Некрасова.
«Белорусский лесник Тарас — … предзнаменование некрасовского крестьянского эпоса 60-х годов («Мороз Красный Нос», «Коробейники»). В этом утверждении нет преувеличения, потому что «Тарас на Парнасе» — поэма, созданная в русле русской демократической традиции , в чем уверяет связь произведения с проблемами русской литературы … поэме «Два дьявола» белорусский автор социально заостряет горькую тему на которую буквально через несколько лет (в середине 60-х) выйдет Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» (раздел «Пьяная ночь»). Оба писателя протестуют против официального «регулируемого» спаивания народа».
10. В конце жизни выбрал для себя дом, где в свое время были квартиры классиков русской литературы.
«Статский советник К.В. Вереницин живет с 1892 года на Поворском переулке 12 /…/ Некрасов прожил здесь около года. В этом же доме в 1853-54 годах квартировал Тургенев … дольше других жил Чернышевский — с августа 1855 по июнь 1860 года. /…/ в этом доме после своего возвращения из ссылки бывал у Чернышевского и Т. Шевченко. /…/ вот такой дом облюбовал себе под конец жизни Вереницин».
11. Пишущий «Тараса на Парнасе», Вереницин вдохновлялся эротизмом романа «Евгений Онегин».
«… в показе быта жителей Олимпа эротической мотивации поведения персонажей отдается много внимания, и в этом поэма перекликается с романом А. Пушкина. Причем связь между произведениями иногда совершенно непосредственная. Например, при описании в первом разделе дня Онегина отмечено:
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветренной Венере.
И точно продолжая разговор в такой же тональности и иронично поясняя действия Онегина, автор белорусского поэмы пишет:
У зеркала знай вертит задом
И мажет маслом волоса
Да нос белит себе помадой
Венера девица-краса.
Создавая образ Венеры, автор «Тараса на Парнасе» отталкивается не только от определенных черт Онегина, но опирается и на образ Ольги Лариной …
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
12. Иван Чигринов не верил, что можно найти автора «Тараса на Парнасе»:
«С детства я был уверен, что невозможно две вещи: чтобы люди добрались до Луны и чтобы был открыт автор » Тараса …»
13. Василий Витка ставил «Тараса на Парнасе» по значимости сразу после «Слово о полку Игоревом»:
«Тарас на Парнасе» для нас, белорусов, — это, по сути, вторая после «Слово о полку Игоревом» творческая вершина народной поэтической мысли. /…/ Если и появлялись из-под пера литературных подвижников и народных самородков отдельные поучительные притчи, беседы, стихи, они редко выходили за пределы узкого дилетантства и страниц частных альбомов».
14. Геннадий Киселев был разочарован почерком Вереницина:
«Впервые вижу почерк своего героя и, можно сказать, разочаровываюсь — слишком он аккуратный, каллиграфический, лишенный индивидуальности. Словом, почерк тщательного писаря, а не писателя и мыслителя. И только потом приходит в голову, что в институте и, по-видимому, и по службе Вернницину немало приходилось заниматься черчением и, конечно же, он воадел каллиграфией».
15. Исследователь, не зная, кто написал «Тараса», доказал, что его автор был студентом Горы-Горецкого института:
«… известный фольклористов Е. Романов … относит написание поэмы к студентам Горецкой сельскохозяйственной академии, Могилевской губернии. На наш взгляд, такое мнение имеет основания для обоснования. Уже академик Карский указывал на характерный могилёвский язык … диалектизмы, которые встречались в поэме … могилевского происхождения … Кроме языка довольно показательно место жительство и приключений Тараса. /…/ На территории Горецкого сельскохозяйственного института … вблизи фундаментальной библиотеки есть холм, который студенты уже с давних времен и до сих пор называют Парнас. Напротив холма, как часть чрезвычайно живописного места, возвышается так называемая Петрова Горка. Здесь сейчас расположен Лесхоз, а раньше было лесничество. На той же горке, недалеко от «Парнаса», были бани. На территории института находится небольшое озеро, которое, видимо, и сторожил Тарас. Не говорит ли это о происхождении поэмы из Горкок Во всяком случае, студенты из любого … здания могли видеть все упомянутые в поэме места, расположенные в парке Института или близко от него. /…/ Студенты были знакомы с античной мифологией … интересовались культурной жизнью России … Если это принять во внимание, не удивляет, что автор поэмы, студент Горецкого сельскохозяйственного института, умело использовал элементы античной мифологии и досконально знал нововинки русской литературы , в том числе и имя Лермонтова. (В то время Лермонтов только становился известным поэтом)»
16. Николай Аладов написал оперу, где полесовщика Тараса принимали за искусителя.
Либретто создал основоположник белорусского музыковедения Юлиан Дрейзин. По сюжету: «Второй раздел оперы начинается с ансамблевой сцены: хранительница семейного очага Гера приняла Тараса за «бездельника и прельстителя» и страшно разозлилась. Краткое ругательство и звучит дуэт-разноголосье Тараса и Геры. Богиня превращается в обычную кричащую бабу». Вследствие первой волны репрессий в начале 30-х опера так и не была поставлена.
17. Когда работал учителем, любил проводить занятия не в классе, а на природе:
«… учитель Вереницин не любил сидеть в классах, делал с учениками -«для развития их внимательности и сообразительности «- учебные экскурсии по молодеченским окрестностям, сажал деревья в семинарском саду. В последние годы в документах можно почувствовать неопределенный ропот директора Дурова на излишнюю самостоятельность учителя, на то, что он иногда манкирует уроками». Вереницин служил в Молодеченской учительской семинарии.
18. Следующий труд Вереницина «Два дьявола» остался в тени «Тараса на Парнасе»:
«К сожалению последнее произведение дьявола». — В. Де Эм. выпало из литературного процесса и остался недооцененным. Только благодаря усилиям историка В. Скалабана оно стало известно и за последние два десятилетия вошло во все хрестоматии литературы XIX века».
19. Киселеву помогла найти автора «Тараса на Парнасе» хорошая память Антона Адамовича:
«Как-то, после опубликования в «Полымі» моей статьи об авторстве «Тараса» (1973), позвонил Максим Лужанин и сказал, что он имеет для меня выписку из белорусского издания, которое вышло в 1963 году за границей.
Этот материал может пригодиться вам в работе над авторством …
Материал действительно оказался очень интересен. Один из бывших студентов Белорусского университета Адамович. — В. Де Эм, который в конце 20-х годов слушал лекции профессора Михаила Пиятуховича, вспоминал, что у профессора были две тетради известного писателя XIX века Александра Рипинского … Михаил Николаевич очень берег их, по-видимому, собирался сделать публикацию, и лишь однажды автору воспоминаний удалось на перемене, буквально на десять минут, получить эти «грубые сшитые томики на пожелтевшей уже, но еще не сыплющейся бумаге». В одной тетради был переписанный Рипинским текст «Тараса на Парнасе». Под текстом стояла дата написания поэмы — 1856 год — и имя автора — Константина Вереницин»
20. Адам Мальдис сохраняет скепсис относительно авторства Вереницина:
«Небольшой процент сомнений остается, поскольку нет прямых доказательств — оригинала рукописи поэмы или признания в авторстве самого Вереницина. Сомневаюсь, что они найдутся, но — вдруг. И вдруг опровергнуть версию»

20 ФАКТОВ О ВЫПУСКНИКЕ ГОРЕЦКОГО ИНСТИТУТА, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 июня исполнилось 185 лет Константину Вереницину - вероятному автору шедевра

20 ФАКТОВ О ВЫПУСКНИКЕ ГОРЕЦКОГО ИНСТИТУТА, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 июня исполнилось 185 лет Константину Вереницину - вероятному автору шедевра

20 ФАКТОВ О ВЫПУСКНИКЕ ГОРЕЦКОГО ИНСТИТУТА, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 июня исполнилось 185 лет Константину Вереницину - вероятному автору шедевра

.

Предыдущая запись ПОЧЕМУ ИНДИЙСКИЕ ЦИФРЫ НАЗВАЛИ АРАБСКИМИ
Следующая запись «ТАРАС НА ПАРНАСЕ»

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *