История средневекового французского памятника архитектуры и мозаики — Жерминьи-де-Пре — восходит корнями к биографии его основателя Орлеанского епископа Теодульфа, близкого Карлу Великому, известному поэту и теологу своего времени.
Теодульф был одним из первых советников Карла по делам церкви, принимал участие в споре об исхождении Святого Духа, собрал в своём сочинении «De Spiritu Sancto» материал для решения этого вопроса. Он пользовался сначала большим уважением и Людовика Благочестивого, но в 817 году его обвинили на Ахенском соборе в сношениях с Бернардом, итальянским королём, лишили сана и сослали в монастырь в Анжере.
В годы, когда император благоволил ему, Теодульф устроил свою резиденцию в Жерминьи-де-Пре и выстроил там часовню. Вероятно, архитектором был Одон из Армении, хотя этот вопрос остается спорным. Часовня была заложена в 805 году, завершена уже в 806 и имела посвящение «Господу, Создателю и Спасителю всего». После ссылки Теодульфа его вилла использовалась для нужд двора, служила резиденцией императора.
Церковь имеет хорошую сохранность, несмотря на два норманнских нашествия в 856 и 865 гг. Ораторий стал принадлежать Парижу в 1064, в это же время западная стена и апсида были перестроены, дабы освободить место для традиционного латинского нефа. Романский неф, в свою очередь, был увеличен в 15 или 16 вв.
Ораторий Жерминьи-де-Пре является важным и интересным памятником не только по причине малого количества сохранившихся построек эпохи Каролингского Возрождения, но и по причине уникальных архитектурных влияний, воспринятых им на протяжении его истории. Архитектура часовни уникальна среди Каролингских построек: давление старых Романских зданий уходит, открывая дорогу Вестготским, Византийским, Армянским, Мавританским веяниям. Черты восточной архитектуры угадываются в подковообразной форме арок и удивительной мозаике в апсиде. Общий план отсылает к архитектуре Армянских церквей.
Ораторий был выстроен греческим крестом в плане, организуя центральное пространство, измеряемое 32 шагами в каждую из сторон света. Рукава креста заканчивались апсидами (сохранившимися по сей день) с двумя прилегающими, но более маленькими апсидами (ныне разрушенными) в западной части. Над порталом сохранилась надпись: «Я, Теодульф, посвящая этот храм славе Христовой. Все заходящие в этот храм, помните меня».
Интерьер, при входе с западного портала, не поражает роскошью: неф является поздней пристройкой. Несущими конструкциями являются внешние стены и четыре столпа, на которых покоится световая башня с высокими окнами. Надпись на северо-восточном столпе гласит: «Эта церковь освящена 3 января» и продолжается на противоположном, юго-восточном столпе: «в 806 году молитвами святых Женевьевы и Жермена». Однако, исследователи полагают, что это копия оригинальной надписи, выполненная в XIX столетии.
Интерьер был богато украшен фресками и рельефами в технике «стукко», а кульминацией декора служила мозаика, выполненная в центральной апсиде.
Эта композиция не имеет параллелей и аналогов в искусстве Франции и была выполнена мастером с востока. Возможно, он бежал сюда спасаясь от иконоборчества, бытовавшего в то время в Византии. Мозаика выполнена из кусочков стекла и цветного камня, прежде всего золотого, черного и голубого. Стиль мозаики близок к памятникам Греции и Иордании V века, а также к мозаикам Санта-Мария Маджоре в Риме (которые Теодульф видел за несколько лет до создания церкви Жерминьи-де-Пре.)
Сюжет мозаики уникален: он изображает Ковчег Завета. Фоном композиции служит звездное небо, откуда спускается благословляющая десница Господа. Два ангела окружают Ковчег, их расправленные крылья смыкаются на небесном фоне, одежды развеваются. Два маленьких Херувима стоят на крышке Ковчега и взирают на него с высоты. Сам Ковчег Завета изображен в виде золотого сундука с боковыми ручкам. Вдоль края мозаики тянется надпись на латинском «ORACLUM SCM ET CERUBIN HIC ASPICE SPECTANS ET TESTAMENTI EN MICAT ARCA DEI HAEC CERNENS PRECIBUSAQUE STUDENS PULSARE TONANTEM THEODULPHEM VOTIS IUNGITO QUAESO TUIS» и, которая в переводе звучит как «Смотри и созерцай святое пророчество с Херувимами и Блистающим Ковчегом Завета Господа. Перед этим зрелищем постарайся коснуться Владыку Грома (перевод требует уточнения) в своих молитвах и, я молю тебя, помни Теодульфа в твоих молитвах».
В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимается в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы. Подобно тому, как Ковчег находился в Святая святых Храма и в нём хранились Скрижали Завета, так Дарохранительница располагается в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Святыми Дарами, Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом.
Появление подобного образа соответствовало духу времени, и было единственно возможным в эпоху распространения «Каролинских книг» (сборник в четырёх книгах опровержений актов VII Вселенского Собора, а также его учения об иконопочитании, составленный по повелению императора Карла I Великого его придворными богословами между 789 и 791 годами касательно священных изображений).