В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910 года он увлекся авиамоделизмом. Затем Миша Громов учился в Императорском высшем техническом училище (ИВТУ) (позже Московское высшее техническое училище). Активно занимался поднятием тяжестей. Наверное, именно за силу, рост, спортивные достижения Громова назвали Слоном, и эта кличка осталась за ним всю жизнь. Однажды на дверях училища Миша увидел маленькое объявление: «Набираются охотники на теоретические курсы авиации профессора Н. Е. Жуковского. Курсы шестимесячные. Образование требуется не ниже среднего. Возраст от 18 до 28 лет».
Стечение обстоятельств было, конечно, невероятным, но в этот момент он услышал в небе рокот мотора. Миша поднял голову и увидел аэроплан, медленно летевший над Москвой. Это был «Фарман-XXX». И в одно мгновение Громов решил, что он будет авиатором!
По окончании курсов Н. Е. Жуковского Михаилу Громову присвоили звание прапорщика и он был командирован в Московскую летную школу. В школе преподавали многие известные летчики того времени, например Константин Константинович Арцеулов, который первым выполнил штопор, тем самым доказав, что из штопора можно выходить тем методом, которым пользуются все летчики мира до сего времени.
Весной 1923 года лучших инструкторов Московской школы, в число которых попал и Громов, вдруг направили в город Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов.
С июня 1924 года Громов служил летчиком-испытателем Научно-опытного аэродрома (НОА). В НОА Громов почти всегда участвовал в облете новых самолетов как консультант. Во второй половине 20-х годов он поднял в небо и провел испытания самолетов У-2, И-3, И-4, И-4бис, а также провел государственные испытания самолетов Р-3 (АНТ-3), Р-5, И-1, ТБ-1 (АНТ-4).
В то время началось освоение ночных полетов. Летчики вначале летали только в лунные ночи и лишь позже перешли к полетам в полной темноте. За производство таких полетов полагалась кое-какая добавочная оплата. Друг Громова Леонид Александрович Юнгмейстер, большой остряк, сформулировал в шутку следующие условия:
Ветер метр, луна аршин, круг червонец!
В 1925 году на самолете Р-1 Михаил Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем участвовал в групповом дальнем перелете Москва — Казань — Сарапул — Курган — Новосибирск — Красноярск — Нижнеудинск — Иркутск — Верхнеудинск — Улан-Батор- Мяотань — Пекин, преодолев 6476 км за 52 летных часа. Все участники перелета были награждены орденами Красного Знамени и китайскими орденами. Кроме того, пилотам было присвоено звание «Заслуженный летчик СССР».
Через год на цельнометаллическом самолете АНТ-3 «Пролетарий» Громов с тем же бортмехаником Радзевичем совершил дальний перелет по замкнутому маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва, преодолев 7150 км за 34 часа 15 минут летного времени.
За перелет в три дня по европейским столицам за Громовым утвердилось прозвище «Летчик 1»
25 апреля 1927 года при испытаниях истребителя И-1 Громов впервые в стране, а может быть и в мире, выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолета при попадании того в плоский штопор. До взлета летчику было приказано взять парашют. К этому времени была закуплена партия парашютов американской фирмы «Ирвинг». Громову не хотелось, но пришлось надеть парашют. И как выяснилось, он спас летчику жизнь.
Летчик вспоминал:
«Самолет попал в штопор. Считаю витки: двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый Пора отстегиваться! Отстегнулся Еле притянул к себе ноги от педалей. Хочу встать. Не тут-то было. Мешает перегрузка, и мне кажется, что на мне по крайней мере висит два с половиной человека. Упираюсь ногами и руками, стремясь забраться на борт. Тренированные в толчке ноги не подвели и тут сел, наконец, на борт Думать некогда. Витков 22, высота 120 метров. Всё. Довольно! Взялся за кольцо парашюта. Убедился, что держу именно его. Отталкиваюсь ногами, и вот я в воздухе Рывок и надо мной купол! «Ага, еще повоюем!» подумал про себя. Я сидел как в кресле, причем очень удобно, в воздухе. Это было удивительно, необычно и впервые. Управлять парашютом я не умел и не имел даже представления, как это делается. Меня несло спиной по ветру. Я оглядывался назад и видел, что, вероятно, треснусь о крышу домика или сяду на стоявшую рядом с ним березу. Я опустился на территории Ходынского военного лагеря. О домик я не ударился, но вот березу мой парашют одел. Так я первый и последний раз воспользовался парашютом».
В 1929 года на самолете АНТ-9 со штурманом И.Т.Спириным Громов совершил дальний перелет Москва Одесса Севастополь Одесса Киев Москва.
В сентябре 1934 года на самолете АНТ-25 экипаж Громова совершил дальний беспосадочный перелёт Москва Рязань Харьков Днепропетровск Харьков, преодолев 12 411 км за 75 часов и 2 минуты. Полет проходил в тяжелых метеорологических условиях. После посадки в баках оставалось всего 30 кг бензина. Но, несмотря на все трудности, мировой рекорд дальности полета был установлен!
В том же году за самоотверженную работу и героизм, проявленные во время полета, полковнику Громову Михаилу Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, Громову была вручена медаль 8. Его товарищам по полету — А.И.Филину и И.Т.Спирину — вручили высшую награду страны — ордена Ленина.
Весной 1934 года, еще перед началом испытаний второго варианта АНТ-25, на аэродроме ЦАГИ появился АНТ-20 «Максим Горький». Громову выпала честь испытать и это удивительное детище А. Н. Туполева. Но долго летать на нем летчику не пришлось. У Громова открылось язвенное кровотечение, и он оказался в госпитале в Серебряном переулке. Это и спасло ему жизнь…
В то время, как он был на излечении, произошла страшная катастрофа с «Максимом Горьким». Во время показа на одной из петель Н. П. Благин, пилот И-5, сопровождавший самолет, сорвался в верхней точке петли и врезался в крыло «Максима Горького». Тот стал разламываться прямо в воздухе. Погибли 50 человек: пилот истребителя, 11 человек экипажа и 38 пассажиров, сотрудников опытного завода ЦАГИ и членов их семей, в том числе семь детей. А пилотировать самолет должен был Михаил Громов.
Примерно тогда же известный летчик С. А. Леваневский собрался лететь через Северный полюс в Америку на самолете АНТ-25. Такую попытку Леваневскому разрешили. Вторым пилотом у него был Георгий Филиппович Байдуков (штурман Виктор Иванович Левченко). Долетели они до Северного Ледовитого океана, и в это время в кабину пилота стало протекать масло. Естественно, Леваневский решил, что это ненормальное явление. Он вернулся и сел в Ленинграде. А причина появления масла в кабине оказалась очень простой и, в сущности, неопасной: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки просачиваться в кабину. От дальнейших попыток Леваневский отказался, считая, что на одномоторном самолете лететь ненадежно.
После этого Г. Ф. Байдуков поступил разумно. Он учел, что кому-кому, а В.П.Чкалову И. В. Сталин разрешение на полет даст — ведь такие дела без Сталина не решались. Чкалов сначала отказывался, так как он был лишь истребителем и летать в облаках по приборам не умел. Но Байдуков его уговорил. Сталин решил, что после неудачи Леваневского сначала нужно ознакомиться с полетами над Северным Ледовитым океаном, и сам дал маршрут, который потом был назван «сталинским». Как известно, полет этот состоялся 2022 июля 1936 года и закончился благополучно. Из-за плохой погоды экипаж вынужденно сел на острове Удд (ныне этот остров переименован в честь В. П. Чкалова). За этот полет В. П. Чкалову, Г. Ф. Байдукову, А. В. Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза.
Как-то на встрече Громова с Чкаловым Михаил Михайлович высказал идею покорить Северный полюс сразу двумя самолетами. Поговорили и забыли. А когда весной 1937 года Громов узнал, что В.П.Чкалов подал заявление Сталину с просьбой разрешить ему одному полет через Северный полюс в Америку и получил согласие. Тогда Громов тоже подал заявление, в котором просил о разрешении полета через Северный полюс в Америку.
И. В. Сталин коротко ответил: «Я — за!»
Оба самолета АНТ-25 начали одновременную подготовку, а она была длительной. Нужно было на вновь поставленных моторах налетать 25 часов
Испытания подходили к концу. «Но в одно далеко не прекрасное утро, войдя в ангар, вспоминал Громов, мы увидели, что наш самолет стоит без мотора: его, оказывается, переставили на самолет Чкалова! Мы почувствовали себя пасынками. Протестовать, как чувствовалось, не имело смысла. Экипаж Чкалова полетел, не дожидаясь нас. И товарищи с нами даже не попрощались».
Но Громов все-таки решил лететь через Северный полюс во что бы то ни стало. Экипаж влил в самолет на полтонны больше горючего, чем Чкалов. Сняли с самолета надувную резиновую лодку на случай вынужденной посадки в океане, ружья, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло и прочее всего на 250 килограммов. Экипаж даже обкусал кусачками излишки болтов и болтиков, выступавших из гаек, где только удалось. В силу всех этих мероприятий Громов имел преимущество в дальности перед Чкаловым на 1500 км. И это преимущество дало о себе знать. Полет продолжался 62 часа 17 минут. Громов установил два мировых рекорда, побив прежние достижения более чем на 1000 километров.
Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
28 февраля 1941 года Громов явился к Сталину. Вождь планировал назначить Громова куда-нибудь в военную авиацию, но летчик уговорил вождя назначить его начальником Летно-исследовательского института (ЛИИ) НКАП.
«В ЛИИ, вспоминал Громов, меня приняли хорошо…Я энергично принялся за организацию этого интереснейшего по тому времени учреждения. С большим трудом, но я все же старался поддерживать и свою летную квалификацию. Работы было много. Нужно было заниматься строительством, нужен был тир…и многое другое. Самое трудное, что необходимо было сделать, создать условия для творческой деятельности. Здесь можно было опереться на замечательных людей, которыми был укомплектован институт. Вспоминаю теперь самых старых своих знакомых, работу которых я знал, взаимодействуя с ними и пользуясь их творчеством в своей практике: А. В. Чесалов, И. В. Остославский, М. А. Тайц, Д. С. Зосим, В. С. Ведров Талантливые энтузиасты и фанатики своего дела Но я где-то в глубине души все равно чувствовал, что мой психологический склад тянет меня в другую сторону и что управление людьми не мое дело… Но развернуться широко на новой работе мне не дала война».
22 июня 1941 года рано утром Громову озвонил А.И.Шахурин:
Михаил Михайлович, война с Германией. Сейчас же направляйтесь в Кремль.
Летчик прибыл в Кремль и тут же был принят.
Вы знаете, началась война. Какое вы хотите получить назначение сказал без всякого вступления Сталин.
Выше командира авиадивизии, пока нет опыта, взяться не могу.
Ну что ж, хорошо. 31-я смешанная авиадивизия на Калининском фронте, устраивает
Так точно, устраивает.
Это назначение состоялось только 7 декабря. До того времени Громов продолжал руководить ЛИИ. В институте была организована эскадрилья ночных истребителей. Ее возглавил А. Б. Юмашев.
31-я смешанная авиадивизия, куда прибыл Громов, была укомплектована бомбардировщиками Пе-2 и истребителями Як-1.
Громов вспоминал: «Я получил несколько заданий, которые плохо согласовывались с действиями других родов войск. Получалось, что мы работаем невпопад и не приносим такой пользы, какую могли бы принести при взаимодействии. Кроме того, в дивизии не было ремонтных средств: матчасть выходила из строя, а возможности для ее восстановления не было. В дивизию я вызвал несколько летчиков-испытателей из ЛИИ для приобретения боевого опыта. Среди них были истребители и бомбардировщики. Истребительным полком командовал А.Б.Юмашев, а бомбардировочным Г.Ф.Байдуков. Получив опыт в дивизии, я не был удовлетворен согласованностью действий между различными родами оружия, о чем я уже упоминал выше, и написал об этом Сталину.
На другой день я получил приказание немедленно прибыть в Москву. По прибытии в Кремль 13 февраля 1942 года я доложил Сталину свои впечатления и соображения об организации и использовании авиации в боевой обстановке. Сталин выслушал меня и сказал:
Вот что, у нас скоро будет командующим ВВС Новиков. Вы ему обо всем этом и доложите.
Он снял трубку телефона и сказал:
Товарищ Новиков, к вам сейчас зайдет товарищ Громов. Вы его выслушайте внимательно и подготовьте приказ по этому поводу, а Громова назначьте командующим ВВС Калининского фронта…
В период затишья меня перевели на Западный фронт, где я приступил к командованию 1-й воздушной армией. Авиация 1-й воздушной армии работала главным образом (как и всегда в наступательных операциях) по обеспечению разгрома переднего края противника и действовала довольно успешно, особенно при Спас-Деменской операции. Командование признало отличное применение и действия нашей армии в этой операции. Я был награжден орденом Суворова 2-й степени».
В составе армии воевал авиаполк «Нормандия». Французское правительство, отмечая заслуги Громова на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, наградило его командорским орденом Почетного легиона.
Громова в армии не любили, наверное, из-за того, что он во всех трудных случаях обращался прямо к И. В. Сталину. А Сталин его хорошо знал, как человека объективного, честного, точного и исполняющего все до конца безупречно. Он относился к Громову с доверием и уважением.
Как вспоминал потом Громов, «я отлично понимал, что нашей авиацией в то время командовали либо кавалеристы, либо наземные военные специалисты». Единственным светлым лицом в ней был Главный маршал авиации А.Е.Голованов инициативный, умный, талантливый человек.
После войны Громова, как он говорил, потянуло на «родное пепелище» в Министерство авиационной промышленности. Министром в то время был большой умница и обаятельный человек Михаил Васильевич Хруничев.
А вот с новым министром П. В. Дементьевым Громов не сработался: слишком разными они были людьми, разного характера и разного подхода к делу. Любимыми словами министра были: «Ты мне дай самолеты, а уж облетать я их облетаю. Громов возражал, говоря, что самый драгоценный «материал в авиации ее летчики и особенно летчики-испытатели, и поэтому настаивал на организации более ритмичной работы авиазаводов, чтобы план выполнялся летчиками не в авральном порядке. Эти возражения не нравились. И в 1955 году Громов вышел в отставку.
В 1969 году М.Громов был награжден орденом Ленина.
Михаил Михайлович Громов скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Летно-исследовательский институт в городе Жуковском Московской области, на территории которого установлен его бюст, а также улица в Москве и площадь в Жуковском.

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

В ТЕНИ ВЕЛИКОГО ЧКАЛОВА. МИХАИЛ ГРОМОВ Громов Михаил Михайлович родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Мальчик окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910

.

Предыдущая запись Удивительная история про легендарного нью-йоркского мусорщика.
Следующая запись 194 дБ составляет максимально возможная громкость звука в земной атмосфере

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *