САКЭ

САКЭ «Хякуяку Но Чё» («Лучше одна чашечка сакэ, чем сто лекарств») Древнее японское наставление В России существует расхожее заблуждение, что сакэ это та же водка, но только приготовленная из

«Хякуяку Но Чё»
(«Лучше одна чашечка сакэ, чем сто лекарств»)
Древнее японское наставление
В России существует расхожее заблуждение, что сакэ это та же водка, но только приготовленная из риса. На самом деле русскую водку и японское сакэ объединяет лишь их место, занимаемое в питейной культуре этих двух народов.
Считается, что готовить сакэ японцы научились одновременно с первыми попытками окультуривания риса, то есть около двух тысяч лет назад, в эпоху Яёй.
В древней китайской летописи «Вэй-Чжи», датируемой III в., говорится о стране Яматаи, жители которой во время обряда похорон пили рисовое вино. Другое известное письменное упоминание сакэ относится к 720 году: из хроники «Нихонги» можно узнать о том, что во времена легендарного императора Сюдзин его подданные поклонялись божеству рисового вина Омива-но ками.
В японской мифологии есть и другие персонажи, связанные с рисовым вином, например, Мацуо дзиндзя и Умэми дзиндзя. Храмы, им посвященные, можно увидеть в Киото.
Долгое время правом изготовления сакэ обладали только избранные: члены императорской семьи, их приближенные и синтоистские монахи, а сам напиток использовался как подношение богам во время религиозных праздников и обрядов. Лишь в конце XII века удаленные от центра деревенские общины освоили производство собственного рисового вина, и так сакэ постепенно стал неотъемлемой частью японской национальной культуры.
Кстати, тогдашний способ приготовления этого «напитка богов» может повергнуть в ужас современного потребителя: виноделы пережевывали рис во рту и сплевывали полученную массу в деревянные емкости, в которых затем происходило брожение.
Расцвет производства сакэ связывают с наступлением эпохи Эдо (период японской истории с 1600 по 1898 гг.), примерно с этого времени напиток стали изготавливать на продажу. В 1684 году даже была издана книга «Домо сюдзоки» («Записки несмышленого сакэдела»). Поначалу напиток производили лишь несколько месяцев в году. Вообще считалось, что лучшее время для приготовления рисового вина январь и февраль, поэтому сакэ, выпущенное именно в эти месяцы, называлось «кударидзакэ» и ценилось особенно. Его заливали в бочонки, изготовленные из древесины криптомерий, и на кораблях отправляли в Эдо (Токио).
Начиная с XVII века центром рисового виноделия стал район Кинки (территория нынешних префектур Киото, Осака, Нара и Хёго). Эти префектуры, а так же Акита и Хиросима, и по сей день являются основными районами производства сакэ.
Сакэ традиционно готовят только из риса, и оно является продуктом его ферментации, а не перегонки. Содержание алкоголя в этом напитке около 15 %. Так что правильнее было бы называть сакэ рисовой брагой, или даже рисовым пивом. Большинство же литературных источников обозначают его, как «рисовое вино».
Японцы не мыслят своей жизни без рисового вина, а для всего остального мира сакэ давно уже стал символом Японии, таким же, как ветка цветущей сакуры, гейша или «хайку». Иероглиф сакэ можно встретить во многих географических названиях и даже в фамилиях японцев.
При ритуале восхождения на престол новый император обязательно совершает приношение богам риса и сакэ.
Многие японские праздники традиционно начинаются торжественным обрядом откупоривания бочонка сакэ: несколько наиболее уважаемых людей, ухватившись за длинную рукоять деревянного молотка, разбивают его крышку. Во время японского бракосочетания жених и невеста должны трижды обменяться тремя «сакадзуки» (маленькая, средняя и большая чашечки) с рисовым вином. Этот ритуал, называемый «сан-сан-кудо» (три-три-девять раз), навсегда скрепляет молодую чету.
Перечислять события в жизни японцев, обязательной составляющей которых должна быть чашечка сакэ, можно бесконечно, причем для каждого случая есть свои приметы: в «День девочек» в рисовое вино принято опускать лепестки персика, «День детей» не обходится без сакэ с лепестками ириса, во время «Праздника хризантем» это вино пьют с лепестками хризантемы, а уж если в сакэ какого-нибудь счастливчика упадет лепесток цветущей вишни в «Дни весеннего любования сакурой» — его ждет невиданная удача.
В Японии общенациональных или широко известных производителей не так уж много. Целый ряд таких предприятий расположен в районе Кобэ. Например, завод знаменитой компании «Саваноцуру» («Болотный журавль»), вот уже триста лет выпускающий одноименный напиток, или предприятие «Хакутцуру» («Белый журавль»), производящее свое сакэ с 1743 года. (Кстати, повышенная любовь японских производителей к журавлям не случайна: по легенде, журавль обронил рисовое зерно в щель тростника, там оно перебродило и превратилось в саке.)
С 1978 года у японского рисового вина появился и собственный праздник в первый день октября японцы торжественно отмечают День сакэ.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *