Доктора юридических наук Малика Арсанукаева писала о большом «польском следе» в истории горцев Северного Кавказа в XIX веке

Доктора юридических наук Малика Арсанукаева писала о большом «польском следе» в истории горцев Северного Кавказа в XIX веке Начиная с 1812 года, на Кавказ ссылали очень много поляков. Сначала

Начиная с 1812 года, на Кавказ ссылали очень много поляков. Сначала это были участники армий Наполеона (до 10 тыс. человек), а затем, со времени польских восстаний в 1830-х годах, пошёл уже постоянный поток ссыльных поляков. И, зная отношение поляков к России, несложно догадаться, что значительное их число перебегало к горцам. Кто-то оставался среди них, кто-то шёл дальше в Турцию и Персию.
Удивительно, что многие из поляков активно принимали ислам. Особенно этот процесс усилился при имаме Шамиле. Полякам Шамиль вообще оказывал большое почтение, так как они впервые завели на С. Кавказе собственное артиллерийское производство, выработку пороха, занимались фортификацией. Арсанукева пишет:
«М.С. Исмаиловым указывается, что примерно семьсот поляков были в составе войск Шамиля. Французский консул в Турции (Трабзон) в рапорте от 10 марта 1844 г. пишет: «Во всех походах сопровождает Шамиля его мощная гвардия из четыреста польских всадников».
С. Барановский также сообщает о пленных и перебежчиках из русских и поляков. Из воевавших на стороне Шамиля поляков наиболее отличились: Пругацкий, Ковалевский, Якутский, Миревский, Чишевский, Берковский и др.
«Те беглецы, которые принимают магометанскую веру, пишет К Калиновский, не опасаются более выдачи русским». Он сам принимает ислам.К. Калиновский начал посещать «мечеть и молиться. Стал изучать обряды и первые молитвы. Довольно сносно читал Коран». Благодаря усердию он добился уважения мюридов, стал примером для других пленных и получил новое имя Абубекр. Как и остальные перебежчики, принявшие ислам, поляки могли вступать в брак с горскими женщинами. Сохранились истории о сердечных привязанностях поляков и девушек-горянок.
Начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н. Раевский отмечал, что беглые русские и поляки жили у черкесов по 10-15 лет и более. Были женаты на горских женщинах. Дезертир М. Лапицкий сообщал, что, будучи в горах, он «по туземному обычаю» имел жену и двоих сыновей. В рапорте С. Брановского упоминается беглый солдат, уроженец одной из польских губерний, который имел жену и взрослых детей. К Калиновский писал о своих чувствах к чеченской девушке по имени Эзенда и желании жениться на ней. В рапорте кн.А.И. Чернышева генералу А.И. Нейдгардту от 8 июня 1843 г. сообщается, что многие «наши» поселенцы, живущие в горах, женаты на местных женщинах».
После разгрома Шамиля поляки ушли в Турцию (в России за дезертирство их ждала пожизненная каторга). Мне кажется, что такая большая польская масса (тысячи человек, из них сотни семейных) должна была оставить и генетический след на С. Кавказе.

 

.

 

Предыдущая запись РОБЕРТ (БОББИ) МАРВИН ХАЛЛ
Следующая запись Подготовка Вспоминаем советские свадьбы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *