История литературной маски. Козьма Прутков.

История литературной маски. Козьма Прутков. Писатель Козьма Прутков уникальное явление для русской литературы. В середине XIX века эту литературную маску для своих публикаций использовали братья

Писатель Козьма Прутков уникальное явление для русской литературы. В середине XIX века эту литературную маску для своих публикаций использовали братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы, а также известный поэт и драматург, который по совместительству приходился двоюродным братом Жемчужниковых, Алексей Константинович Толстой. Важную роль в создании особого литературного наследия Пруткова сыграли Александр Аммосов (предположительно, написал несколько басен, в том числе «Пастух, молоко и читатель») и поэт, прозаик, автор известнейшей сказки в стихах «Конёк-Горбунок» Петр Павлович Ершов.
Зарождение.
«Прутковский кружок» начал свою литературную деятельность в 1851 году в деревне Павловке Елецкого уезда, которая являлась родовым имением семьи Жемчужниковых. Алексей Толстой лето того года провел вместе со своими двоюродными братьями, упражняясь в пробе пера, веселясь и насмешничая. Всех их объединяла любовь к литературе. Именно в Павловке появляются первые басни, принадлежащие перу Пруткова «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и беговые дрожки».
В письме литературоведу Александру Николаевичу Пыпину младший из братьев Жемчужниковых, Владимир, сообщил, что басня «Незабудки и запятки» была придумана Александром Жемчужниковым «исключительно ради шутки», и уже при содействии старшего брата Алексея были придуманы остальные басни. Тогда образа Козьмы Пруткова ещё не существовало, но эти басни «зародили кое-какие мысли» у братьев о создании нового автора на литературном небосклоне империи.
В 1852-м «автор» получает имя Кузьма (Козьма). Одна из версий его происхождения гласит, что Прутков получил своё имя от крепостного камердинера семьи Жемчужниковых. Именем Кузьма подписывались все произведения автора вплоть до его «смерти» в 1863 году. После он становится известен читателям как Козьма Прутков.
Художником Львом Жемчужниковым в соавторстве с коллегами Бейдеманом и Лагорио создается портрет Козьмы, который позже войдет во все собрания сочинений автора.
Биография.
Стоит отметить, что Козьма Прутков является ярким примером литературной маски с хорошо продуманной биографией, что довольно проблематично встретить в литературе того времени. Точно известна его дата рождения 11 (23 по новому стилю) апреля. При этом существуют расхождения среди биографов по поводу года рождения. Одни из исследователей жизни писателя упоминают 1801-й, в свою очередь, другие 1803-й год.
Козьма Прутков был женат на Антониде Проклеветантовой. В браке родилось много детей, из которых дожили до зрелого возраста 6 сыновей и 4 дочки. После отставки со службы юнкером Козьма служил при министерстве финансов (в Пробирной Палатке), где работал вплоть до самой своей смерти.
Журнал «Современник»
Впервые как «самостоятельный» литератор Прутков заявляет о себе через три года после его создания, в 1854 году, когда он публикуется в специальном приложении к журналу «Современник» юмористическом «Литературном Ералаше». Именно там выходят «Досуги» особое собрание сочинений, включающее в себя значительную часть творческого наследия писателя. В «Досуги» 1854 года входило авторское предисловие, некоторые стихи, некоторые басни и «Письмо» Пруткова к неизвестному фельетонисту газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
После первой публикации в «Современнике» произведения Пруткова долгое время не издавались. Лишь в 1860 году, спустя шесть лет после выхода «Досугов», сочинения Козьмы возвращаются на страницы журнала. В этот год «Современник» издаёт «Пух и перья» дополнение к написанным ранее «Досугам».
До конца своей «жизни» Козьма продолжал публиковаться в «Современнике». Последняя публикация Пруткова появляется в 1863 году, войдя в девятый номер журнала «Свисток», который стал последним.
Журнал «Искра»
В начале 1860-х годов творчество Пруткова можно встретить в сатирическом журнале «Искра». Необходимо сказать, что в основном это были различные афоризмы, мысли, поправки к «Досугам».
Также в «Искре» была напечатана часть анекдотов, которые встречались в выдержках Пруткова «Из записок моего деда».
Вместо заключения
Наследие Пруткова это не только автор «воплоти». В нём есть место Федоту Кузьмичу, «деду» литератора, «отцу» Петру Федотычу, и многочисленным «детям» Козьмы, питавшим неподдельный интерес к литературе. Образуется целая «династия» заинтересованных в сочинительстве людей. Это в некоторых случаях приводит к путанице: какие сочинения Пруткова принадлежат «ему», а какие его многочисленным «родственникам».
Ещё во времена Российской империи собранию сочинений Козьмы Пруткова удалось выдержать двенадцать изданий, настолько популярным был писатель среди читателей. После революции читателей Пруткова стало еще больше, ученые исследовали творчество и «жизнь» писателя. Переиздания «Полного собрания сочинений» были дополнены новыми материалами и произведениями, переиздавались в Советском союзе множество раз.
По сей день Козьма Прутков привлекает внимание читателей своими афоризмами, мыслями, прекрасной сатирой и стихотворениями, которые не теряют свою актуальность и в XXI веке.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *