История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой Август Сильный начал заниматься систематическим сбором живописи. В XIX в. Дрезден за свою галерею и архитектуру был прозван «Флоренцией на Эльбе». С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 году часть картин галереи, в основном работы немецких экспрессионистов, были уничтожены как образцы «дегенеративного искусства». Во время Второй Мировой войны немцы вывозили художественные ценности из оккупированных стран, в том числе и из Советского Союза. Часть из них была отправлена в Дрезден.
В феврале 1945 года Дрезден был переполнен ранеными и беженцами. В городе насчитывалось около 1,3 млн чел. С 13 по 15 февраля 1945 года британские и американские силы устроили бомбардировку, которая считается самой разрушительной за все годы Второй мировой войны. Город был разрушен на 75-80%. Число погибших оценивается в разных источниках от 25 до 135 тыс. чел. Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие из них были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.
Вот что писал знаменитый американский писатель Курт Воннегут о бомбардировке города в произведении «Мать Тьма»:
«на Дрезден посыпались фугасные бомбы с английских и американских самолетов. Их сбрасывали не на какие-то определенные цели. Расчет состоял в том, что они создадут много очагов пожара и загонят пожарных под землю. А затем на пожарища посыпались сотни мелких зажигательных бомб, как зерна на свежевспаханную землю. Эти бомбы удерживали пожарников в укрытиях, и все маленькие очаги пожара разрастались, соединялись, превращались в апокалиптический огонь».
6 мая 1945 года части 1-ого Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева вошли в Дрезден. Командующий знал о большом количестве беженцев и о культурном значении города, поэтому он приказал не использовать орудия большой мощности. Сразу же после установления контроля над городом И.С. Конев отдал приказ о поиске картин из Дрезденской галереи.
9 мая в Дрезден прибыл служивший в саперном батальоне художник, лейтенант Л.Н. Волынский (Рабинович). Он нашел секретную карту немецкого командования, где были отмечены подвалы и каменоломни со спрятанными картинами, которые должны были взорваться в определенный момент.
Однако этого не случилось из-за гибели коменданта города, поэтому в течение семи дней саперы искали картины по всей Саксонии и занимались разминированием. Ими были найдены многие шедевры Дрезденской коллекции.
Среди них была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, которой восхищались многие русские поэты и художники.
Вот так описал ее нахождение сам Л.Н. Волынский:
«Ранним утром все, кто был поблизости, собрались в вестибюле у отгороженного веревкой места, где стоял прислоненный к стене ящик, охраняемый часовыми. Никто не нарушил тишину, пока мы, опустив ящик плашмя на мозаичные плиты пола, снимали крышку. Понадобилось еще несколько времени, чтобы снять амортизаторы, ослабив скрепляющие зажимы. И вот, наконец, можно было поднять картину. Я погрешил бы против правды, если б сказал, что в эту торжественную минуту тишина сменилась взрывом восторга. Все стояли по-прежнему молча, сосредоточенно глядя на босоногую женщину, легко идущую по клубящимся облакам. И я молчал вместе со всеми, сознавая все значение происходящего и, должен сознаться, изо всех сил борясь с чувством, похожим не то на обиду, не то на смущение. В самом деле, перед нами была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком. Перед нами была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля».
Найденные картины были вывезены в СССР, где они подверглись реставрации. После войны они хранились в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1955 году Н.С. Хрущев передал эти картины ГДР. Перед передачей картины были показаны советским гражданам, в том числе и «Сикстинская Мадонна».