КАК КРАСНОАРМЕЙЦЫ СПАСЛИ «СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ» ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ДРЕЗДЕНА

КАК КРАСНОАРМЕЙЦЫ СПАСЛИ СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ДРЕЗДЕНА История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой

История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой Август Сильный начал заниматься систематическим сбором живописи. В XIX в. Дрезден за свою галерею и архитектуру был прозван «Флоренцией на Эльбе». С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 году часть картин галереи, в основном работы немецких экспрессионистов, были уничтожены как образцы «дегенеративного искусства». Во время Второй Мировой войны немцы вывозили художественные ценности из оккупированных стран, в том числе и из Советского Союза. Часть из них была отправлена в Дрезден.
В феврале 1945 года Дрезден был переполнен ранеными и беженцами. В городе насчитывалось около 1,3 млн чел. С 13 по 15 февраля 1945 года британские и американские силы устроили бомбардировку, которая считается самой разрушительной за все годы Второй мировой войны. Город был разрушен на 75-80%. Число погибших оценивается в разных источниках от 25 до 135 тыс. чел. Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие из них были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.
Вот что писал знаменитый американский писатель Курт Воннегут о бомбардировке города в произведении «Мать Тьма»:
«на Дрезден посыпались фугасные бомбы с английских и американских самолетов. Их сбрасывали не на какие-то определенные цели. Расчет состоял в том, что они создадут много очагов пожара и загонят пожарных под землю. А затем на пожарища посыпались сотни мелких зажигательных бомб, как зерна на свежевспаханную землю. Эти бомбы удерживали пожарников в укрытиях, и все маленькие очаги пожара разрастались, соединялись, превращались в апокалиптический огонь».
6 мая 1945 года части 1-ого Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева вошли в Дрезден. Командующий знал о большом количестве беженцев и о культурном значении города, поэтому он приказал не использовать орудия большой мощности. Сразу же после установления контроля над городом И.С. Конев отдал приказ о поиске картин из Дрезденской галереи.
9 мая в Дрезден прибыл служивший в саперном батальоне художник, лейтенант Л.Н. Волынский (Рабинович). Он нашел секретную карту немецкого командования, где были отмечены подвалы и каменоломни со спрятанными картинами, которые должны были взорваться в определенный момент.
Однако этого не случилось из-за гибели коменданта города, поэтому в течение семи дней саперы искали картины по всей Саксонии и занимались разминированием. Ими были найдены многие шедевры Дрезденской коллекции.
Среди них была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, которой восхищались многие русские поэты и художники.
Вот так описал ее нахождение сам Л.Н. Волынский:
«Ранним утром все, кто был поблизости, собрались в вестибюле у отгороженного веревкой места, где стоял прислоненный к стене ящик, охраняемый часовыми. Никто не нарушил тишину, пока мы, опустив ящик плашмя на мозаичные плиты пола, снимали крышку. Понадобилось еще несколько времени, чтобы снять амортизаторы, ослабив скрепляющие зажимы. И вот, наконец, можно было поднять картину. Я погрешил бы против правды, если б сказал, что в эту торжественную минуту тишина сменилась взрывом восторга. Все стояли по-прежнему молча, сосредоточенно глядя на босоногую женщину, легко идущую по клубящимся облакам. И я молчал вместе со всеми, сознавая все значение происходящего и, должен сознаться, изо всех сил борясь с чувством, похожим не то на обиду, не то на смущение. В самом деле, перед нами была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком. Перед нами была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля».
Найденные картины были вывезены в СССР, где они подверглись реставрации. После войны они хранились в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1955 году Н.С. Хрущев передал эти картины ГДР. Перед передачей картины были показаны советским гражданам, в том числе и «Сикстинская Мадонна».

КАК КРАСНОАРМЕЙЦЫ СПАСЛИ СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ДРЕЗДЕНА История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой

 

КАК КРАСНОАРМЕЙЦЫ СПАСЛИ СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ДРЕЗДЕНА История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой

КАК КРАСНОАРМЕЙЦЫ СПАСЛИ СИКСТИНСКУЮ МАДОННУ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ ДРЕЗДЕНА История Дрезденской галереи начинается с XVI в., хотя еще в начале XVIII в. курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой

.

 

Предыдущая запись Подборка музейных экспонатов 19 века. Рисунки разноцветным песком.
Следующая запись Руины старого замка Кейс на скалах Шотландского нагорья, Северная Шотландия.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *