И ОГОНЬ, И ВОДА …

 

И ОГОНЬ, И ВОДА ... Байнет обсуждает свежую идею отечественных идеологов - сделать праздник Купалье частью белорусского национального бренда, наряду с Беловежской пущей, зубром и васильком.

Байнет обсуждает свежую идею отечественных идеологов — сделать праздник Купалье частью белорусского национального бренда, наряду с Беловежской пущей, зубром и васильком. Идеологическая подоплека подобного предложения читается, как говорят, невооруженным глазом. Ведь Купалье — обряд древних славян. Но только в Беларуси он, в отличие от Колядок и Масленицы, отмечается с таким размахом, сохраняя гораздо большую аутентичность, нежели у соседей. То бишь, важно показать, что белорусы, хоть и славяне, но вправе претендовать на свой национальный колорит, свою самобытность, отличающую нас от тех же украинцев и россиян.
Нет, мы сейчас не станем рассуждать, в чьих жилах больше славянской крови. Оставим этот спор ученым — им, видимо, еще не на один десяток лет хватит. Для нас важно другое. Где наши корни, откуда мы и куда идем Как писал в свое время наш белорусский классик, чей литературный псевдоним был аккурат выкристаллизован из названия древнего народного свята. Праздник летнего солнцестояния (отмечался в ночь с 23 на 24 июня), который позже, с появлением христианства, трансформировался в день Иоанна Крестителя, имеет на самом деле весьма глубокий смысл. Очищение водой и огнем, «кипящее гневом солнце», поиск цветущей «папараць-кветкi», ставшей сакральным символом Беларуси… Все это словно вплетается в невидимый клубок народной памяти, который катится к нам из глубины столетий. Кстати, цветок папоротника присутствует на гербе Белорусского госуниверситета как символ просвещения, тяги к знаниям. По сути это символ мудрости, которая так важна и которой нам порой недостает. Белорус ведь тоже чем-то похож на этот таинственный цветок: сразу почти никогда не раскрывается, не выставляет напоказ свои богатства и красоту. И вдруг — преображается за одну купальскую ночь.
Скажу честно: я не в восторге от многого, что предлагают сверху «бойцы невидимого фронта». По поводу национальной идеи в чем-то даже согласен с президентом: она должна расти и нарастать снизу, как тот же цветок папоротника. Отнюдь не факт, что идея поиска «кветки счастья» должна быть положена в основу этой идеи. Но мысль о процветании через познания, стремление достичь чего-то большего, приложив усилия — почему нет Ведь парадокс, казалось. «Працавiтыя руплiвыя беларусы» зачастую не верят в свои силы, при этом жалуются, что им фатально не везет, а виноваты в этом власти, начальство, соседи, родственники — да кто угодно, только не собственное бездействие, помноженное на уныние. Да, и это тоже есть, если пристально посмотреть правде в глаза. Мы такие. То готовы пройти очищение, перепрыгнув через условный купальский костер, бросив в него старые обиды и разочарования. То боимся вступить дважды в одну и ту же реку — а вдруг замочит.
Между тем, в календаре разных стран, кроме официальных государственных праздников есть и те, что «вышли из народа», связанные с некими старинными обычаями, традициями, зафиксированными на скрижалях. Как-то: День Золотой колесницы в Бельгии (с ее помощью рыцарь победил дракона), или День пятилепестковой розы в Чехии. Многие из них проходят либо в нескольких городах, либо повсеместно. Для белорусов июль не просто центральный месяц в году. 15 июля 1410-го — знаменитая Грюнвальдская битва. 1 июля 1569-го — Люблинская уния (кстати, ровно 450 лет ей на днях стукнуло). 3 июля 1944-го Минск освободили от нацистов, 28-го — Брест и всю Беларусь. А 27-го в 1990 году Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Купалье в этом ряду — самый мирный праздник, самый неофициальный, больше связанный с нашим культурным наследием, ментальными особенностями. И вполне мог бы претендовать на то, чтобы стать одним из наших узнаваемых брендов. К слову, организаторы открытия вторых Европейских игр уже неплохо над этим поработали. И уж точно вам скажу: цветок папоротника гораздо лучше смотрелся на фоне тех же вышиванок, любых других национальных символов, нежели портреты Сталина на параде в честь Дня Независимости. Последнее — что-то из области сюрреализма. Давайте будем возрождать хотя бы то, что несет в себе позитивный заряд, не пытаясь воскресить символы насилия, вражды, тирании и нашего долгого пребывания в рабстве. Их-то как раз давно стоило бы предать пламени очистительного купальского костра.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *