ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ

ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел,

Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел, равнодушных нет.
Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Иногда, правда, разгадывание изображенной истории напоминает головоломку, в которой без хорошего знания чукотского и эскимосского фольклора разобраться непросто.
На самом краю света, на косе, уходящей в Северный Ледовитый океан, стоят несколько одиноких домиков, образуя поселок Уэлен главный центр косторезного искусства. «Только самолетом можно долететь» это не про здешние места, самолеты летают лишь до Анадыря.
Из Анадыря через несколько дней можно подобраться поближе к поселку Лаврентия: оттуда до Уэлена остается всего сто километров, правда, без всяких дорог. Можно больше месяца ждать вертолета. А можно рвануть на попутном вездеходе часов десять сплошной костотряски. Или морем на моторке вдоль побережья. Зимой, понятное дело, лучше всего на снегоходах. Если, конечно, двигатель в пути не заглохнет.
Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке костяного наконечника гарпуна около трех с половиной тысяч лет. Костяные фигурки, сделанные за тысячи километров к северу от полярного круга, попадали в Северную Америку, Восточную Азию и Японию.
Во времена коллективизации, докатившейся в 20-е годы прошлого века и до этих отдаленных мест, примитивное искусство, без изменений сохранившееся с каменного века, признали главным видом творчества местного населения. Из Москвы и Ленинграда на помощь морским охотникам были командированы профессиональные художники. Так возник уникальный художественный промысел.
Сегодня трудно понять, почему микроскопическое поселение береговых чукчей было выбрано Академией художеств и советской администрацией для организации центра национального искусства. В 1930-е же годы ответ был очевиден: Уэлен лежал на пересечении первых трансарктических перелетов, в нем базировался Чукотский авиаотряд из нескольких гидросамолетов, располагалась торговая фактория, работала метеостанция, а к берегу иногда приставали американские пароходы с туристами.
Первым наставником-консультантом аборигенов стал искусствовед Александр Горбунков, познакомивший косторезов с карандашным рисунком и обративший их внимание на фольклорные сюжеты.
Перемены в косторезном искусстве Чукотки в 19201930-е годы наиболее заметны в гравировке на моржовых клыках. Первоначально она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными. Тщательно проработав поверхность клыка специальной миниатюрной зубчатой пластиной, художники втирали в кость графит цветных карандашей.
Классические сюжеты вращаются вокруг быта охотников на морских животных. С 1930-х годов появляются непривычные нам чукотские сказки и легенды, часто довольно жестокие и без счастливых концов. Интересно, что пересказ этих легенд на современных клыках подвергся внутренней цензуре: сегодня, за редким исключением, гравированные истории заканчиваются благополучно. К счастью, некоторые сказки и истории сохранились в пересказе самих мастеров такие клыки ценятся особенно высоко.
Не могли не появиться и идеологические сюжеты, посвященные деятельности партийных и комсомольских ячеек, становлению чукотских колхозов. Отдельно стоят несколько шедевров, на которых запечатлены наивные чукотские «Легенды о Ленине» и «Сказки о сильном брате». Переживая взлеты и спады, уникальное искусство дошло до наших дней. Как и полвека назад, чтобы попасть к коллекционеру, клыки проходят долгий путь через руки посредников и перекупщиков, как прежде, клыки штучный товар, как прежде, добраться до Уэлена крайне сложно. Как прежде, гравированные истории практически вечны клыкам не страшны и тысячелетия.

ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел,

ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел,

ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел,

ЧУКОТСКИЕ КОМИКСЫ Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, среди тех, кто их видел,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *