ИСТОРИЯ ПАРЫ КОПИЙ

 

ИСТОРИЯ ПАРЫ КОПИЙ Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он

Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он математик, алхимик, естествоиспытатель, немного врач, немного гравёр, живописец и, конечно, автор популярных трудов по истории и технике живописи.
Кумиром Джованни Вольпато был, само собой разумеется, его земляк, уже умерший к тому времени прославленный художник Джакомо Бассано, прозванный за свои подвиги Якопо да Понте. Вольпато сам был, как уже сказано, знатный живописец, а мастерство своё он неизменно приписывал тому обстоятельству, что неустанно копировал работы своего кумира, стараясь держаться как можно ближе к манере мастера, повторяя даже длину мазков краски. Для тех времён увлечённость копированием шедевров не была редкостью, но Вольпато особенно в сём усердствовал.
И вот приключилось однажды некая история, которая передается в нескольких вариантах.
Итак. В двух деревенских церквях недалеко от Фельтре висели две крупноформатные алтарные картины да Понте, он же Бассано. В той церкви, что в Томо, находилось полотно с изображением апостола Якова (старшего брата Иисуса Христа, коего так почитают в солнечной Иберии) и Иоанна Крестителя. А в Сан-Марио в Разае находился образ со святым Мартином и святым Антонием, который не то насылает «антонов огонь», не то от оного уберегает.
И вот в 1674 году, Вольпато подменил оригиналы Бассано своими копиями, за что десять с лишним лет спустя, в 1687 году, был приговорён к изгнанию на десять лет и конфискации имущества.
Зачем и почему он это сделал Есть различные версии.
Версия первая, «неинтересная».
Вольпато получил заказ на реставрацию этих картин, но вернул не их, а свои копии, и спустя несколько лет продал оригиналы на сторону. Кто-то узнал о продаже и сообщил обокраденным общинам.
Версия вторая, «благородная».
Вольпато из-за своих алхимических экспериментов влез в долги, а с долгами расплатиться ему помог местный епископ. Вольпато отблагодарил благодетеля копиями картин своего любимого художника (копии в самом деле недёшево стоили, хотя никакого сравнения с ценами на оригиналы не выдерживали), а благодетель, в свою очередь, втихую подменил картины в Томо и Разае. Через десять лет новый священник в Томо обнаружил, что картины новые, поднялся скандал, Вольпато обвинили в мошенничестве, он принял вину на себя, и благодарный епископ предоставил стареющему художнику виллу и приличный пансион у себя в имении. Через десять лет Вольпато вернулся в свой родной город, как ни в чём не бывало, и принимал новые заказы на оригинальную живопись и копии старых мастеров.
Вариант третий, «одержимость коллекционера»
Начало совпадает с первой версией, но потом они расходятся. Вольпато никому позаимствованные картины не продал, а продолжал наслаждаться близостью оригиналов своего кумира.
В 1685 году новый священник в Томо (деталь второго варианта), недолюбливавший Вольпато, поручил очередную реставрацию (новая метла чисто метёт) некоему Карло Ости, естественно, из Остии, а тот сразу заметил, что краски на картине свежие и грунт современный. Кроме того, Ости прекрасно знал манеру Вольпато и не путал её со стилем Бассано. Картины были отправлены на экспертизу в Венецию, где вся правда наружу-то и выплыла. Кроме того, выяснилось, что Вольпато пару раз оставлял оригиналы Бассано в залог в банк Монте ди Пьета.
В общем, Джованни Вольпато в самом деле был приговорён к изгнанию из своего города на десять лет, однако картины вернул, повинился, компенсировал моральный ущерб и отделался условным наказанием и порицанием, постепенно перешедшим в одобрительное похлопывание по плечу, ибо то, что его картины столь долгое время принимались за оригиналы Бассано (и в таковом качестве многократно копировались усердными молодыми художниками), неплохо подняло его реноме в мире искусства.
А сами оригинальные картины по иронии судьбы к концу века снова оказались в закладе в банке Монте ди Пьета, на сей раз заложенные уже легально приором церкви в Томо, решившим не заморачиваться и снова вывесить у себя копии Вольпато (они там и сейчас висят).
Но 28 сентября 1701 года группа таинственных незнакомцев в плащах, в надвинутых на брови шляпах, с лицами, замотанными черными тряпками, со шпагами и пистолетами в руках, вломилась на склад банка и вынесла, в числе прочего, злополучные картины.
Затем след картин на некоторое время теряется, однако в 1719 году они уже числятся в каталоге коллекции дюссельдорфского курфюрста. Позже эту коллекцию унаследовал Маннхайм, «город квадратов, вписанных в круг» (туда перебралась резиденция пфальсхих курфюрстов), а в конце концов работы Бассано упокоились на стенах Старой Пинакотеки в Мюнхене.

ИСТОРИЯ ПАРЫ КОПИЙ Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он

ИСТОРИЯ ПАРЫ КОПИЙ Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он

ИСТОРИЯ ПАРЫ КОПИЙ Когда-то, давным-давно, так давно, что старики и не припомнят, ещё в XVII столетии, жил да был в городке Бассано дель Граппо человек по имени Джованни Батиста Вольпато. Был он

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *