КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ.

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ. «Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько

«Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько он совершенен в добрых нравах и поведении». (из «Книги о Граде женском»)
Кристин де Пизан (Кристина Пизанская,1365 — 1430) — средневековая профессиональная писательница,поэтесса,автор научных трактатов,зарабатывающая после смерти мужа себе на жизнь с 3-мя детьми писательским трудом.То, что она написала, поражает своим количеством и разнообразием жанров. Кристина познакомила французское общество с сочинениями Данте, Петрарки, Бокаччо,и все это до изобретения печатного станка — простым переписыванием. Она также занималась популяризацией философских, астрономических и медицинских знаний, историческими исследованиями. К мнению Кристины прислушивались, она пользовалась огромным авторитетом в обществе, многие ее сочинения копировались для аристократии (особенно написанные в честь королевских особ), так как тогда в моду входили домашние библиотеки, для которых специально собирались книги.
Кристина Пизанская родилась в Венеции и в возрасте четырех лет перебралась во Францию вместе с отцом,которого пригласил к себе на службу Карл V. Получив хорошее образование по тем временам,она стала первой женщиной в Европе, которая зарабатывала на жизнь как писатель, не захотев вторично выйти замуж после смерти своего достойного мужа. Ей хотелось иметь больше времени для занятий писательским трудом, такое поведение тогда считалось «мужским». Получая заказы,она писала поэтические и прозаические произведения, оформляла их с помощью переписчиков и художников-иллюстраторов,а затем преподносила их покровительствующим ей герцогам и королям,которые платили за её труд.Преодолев множество трудностей,она стала со временем довольно состоятельной женщиной и смогла помогать матери и младшим братьям после смерти отца.
Кристина уникальна тем, что адресовала свои произведения женщинам и писала о несправедливом отношении к женщинам как социальной группе со стороны мужчин,потому по праву считается первой феминисткой, заявившей о правах женщин и о женских достижениях.
Её наиболее известная «Книга о Граде женском» является наилучшим выражением гуманистических убеждений и феминистских взглядов Кристины,это как бы предполагаемый отклик на труд Августина Блаженного «О граде Божием». В «Книге о городе женском», опубликованной в 1405 году, Кристина представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.Книга произвела фурор, о ней говорили все образованные люди. Несмотря на некоторый скепсис в отношении женских способностей, в целом отзывы были положительными.
А вот «Книга о трех добродетелях, или Сокровища города женщин», написанная как продолжение «Книги о городе женском» и опубликованная в том же 1405 году, вызвала настоящий скандал. В первой части данной книги объяснялось социальное предназначение королев, принцесс и высокородных дам; во второй придворных благородных дам; третья часть книги была адресована женщинам буржуазного сословия и простолюдинкам: крестьянкам, торговкам. Кристина давала советы для выживания женщинам каждой из групп, включая также группы замужних и незамужних женщин, вдов.
Как избежать позора, безденежья и зависимости от «мужчин недостойных, коих множество», как избежать мужских ловушек и типичных женских ошибок в принятии решений…Это были разные советы:от хозяйственно-распорядительских (как хранить овощи свежими) до советов имитировать «удовольствие от супружеских сношений». Данные советы взорвали сначала французский двор, а потом всю грамотную Европу,и поднявшийся скандал здорово осложнил жизнь знаменитой писательницы.
Злобные сплетники подогревали слухи о греховной связи «трещотки» с братом короля,покровителем писательницы, хотя тот уже давно покинул Францию. Королевский двор, при всей лояльности к «слишком знаменитой» сочинительнице, счел необходимым рекомендовать ей «опровергнуть злые сплетни достойным поведением». Это означало либо выйти замуж по рекомендации двора, либо отправиться в монастырь. Кристина выбрала монастырь. Кого она не хотела оскорбить своим согласием на новый брак — память горячо любимого мужа,чувства далекого друга и покровителя,свои «феминистские» убеждения Это так и осталось тайной.
Кристина покинула Париж и провела 11 лет в монастыре, где уже была ее дочь. Она вышла оттуда старой женщиной, которая уже не могла быть объектом скандальных подозрений. Всё это время она продолжала занятия, не прерванные ни монастырской жизнью, ни ухудшившимся здоровьем, писала стихи, песни, переводила научные труды.
Незадолго до смерти в 1429 году Кристина де Пизан узнала о победе под Орлеаном, о Жанне ДАрк и опубликовала поэму в ее честь — в честь «девушки, прославившей наш пол». Эта поэма — последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д’Арк.
Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями — Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью,Жанна предстаёт в поэме в качестве национальной героини. «Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл». Подобно другим своим соотечественникам Кристина видит в этой «девочке шестнадцати лет» орудие бога, называет ее «божьим ангелом», а ее деяния объявляет чудом,ведь она спасла Францию.
Один из сыновей Кристины и внук стали поэтами…

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ. «Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ. «Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько

КРИСТИНА ПИЗАНСКАЯ. «Выше тот, кто более добродетелен, будь то мужчина или женщина. Возвышенность или приниженность человека никогда не определяется телом и полом, но зависит от того, насколько

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *