СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея
«Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором роскошно все и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. Русскому академизму есть чем гордиться.
На нем написаны две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованнина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Но имели ли они право на эту фамилию, до сих пор не ясно.
Картину Карлу Брюллову своему многолетнему возлюбленному заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова (1803 1875), одна из красивейших женщин России. По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. Кстати, на ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию Samoylova.
Расставшись с первым мужем, графом Николаем Александровичем Самойловым, флигель-адъютантом императора, Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество. Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В.Беллини, Г.Доницетти, Дж. Россини и Д.Пачини. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы В. Беллини «Норма» и успех оперы Дж. Пачини «Корсар». Своих детей у графини не было, хотя она еще дважды выходила замуж, вторым ее мужем стал молодой и красивый итальянский певец Перри.
В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Юлия Самойлова сама была для Брюллова любимой моделью, музой и настоящим другом. Он нашел в ней свой идеал внешней красоты и обаяния, не лишённый глубокого внутреннего содержания, облик Самойловой он использовал в трагических образах гибнущей Помпеи.
На картине «Всадница» изображена сцена прогулки. Воспитанница графини Самойловой Джованнина подъезжает к дому своей приёмной матери, восседая на вороной лошади. Главная героиня кажется изысканной и утонченной, но тонкая рука в белой перчатке уверенно держит поводья — могучая сила и животная энергия лошади не выходят из-под контроля. Укрощение буйства нежной красотой — один из самых популярных символов эпохи романтизма.
Композиция полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака (на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы «Samoylova») лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки, выбегает встречать её и восхищённо смотрит на свою старшую подругу. В каждом движении, оживленном лице и восторженных глазах девочки, можно прочитать восторг, смешивающийся с ожиданием. Девочка ждет, когда станет такой же взрослой, как сестра, сможет оседлать вороного коня, и так же величаво пронестись на нем перед восторженными родственниками.
«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь… прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек».
Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные, особенно сложные в живописи, сочетания. Зато каждый тон разработан мастером виртуозно, во множестве тончайших градаций. Живописный слой нигде не перегружен, и это усиливает звучание краски на светлом грунте. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии.
В появившейся в 1832 году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось:
«Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».
По официальной версии, Джованнина и Амацилия (род. в 1828) были родными сестрами дочерьми автора оперы «Последний день Помпеи», композитора Джованни Пачини, друга (и, по слухам, возлюбленного) графини. Она забрала их в свой дом после его смерти. Однако, судя по документам, у Пачини была только одна дочь младшая из девочек. Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у неё. Судьба у неё сложилась не совсем удачно. Дважды выходила замуж и дважды оставалась вдовой. Умерла в Милане в приюте при монастыре.
Кто была старшая Есть версия, что ее настоящее имя — Джованнине Кармине Бертолотти, ее вне брака родила Клементина Перри, сестра того самого тенора Перри, второго мужа Самойловой. А может, у графини с девочкой была и более тесная родственная связь… Недаром «Всадницу» сначала считали портретом самой графини.
Повзрослев, Джованнина вышла замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха, и уехала с ним в Прагу. Самойлова гарантировала ей большое приданое. Однако, к старости графиня разорилась (ей пришлось выплачивать третьему мужу, разорившемуся французскому графу, дипломату Шарлю де Морнэ, огромные алименты), и обе «дочери» взыскивали со старухи «матери» обещанные деньги через адвоката. Самойлова скончалась в бедности в Париже.
Дотошные любители искусства, сравнивая черты лица девочек на этом портрете и других, где они изображены со своей приемной матерью, пришли к выводу, что они отличаются. Отсюда возникает другая версия.
Для нее тоже есть основания. Когда в Италии появились гравюры этой картины, они считались портретом одной из известнейших и любимых певиц того времени Марии Малибран, которая приходилась сестрой Полине Виардо. С шести лет Мария обучалась музыке и пению, карьера оперной певицы стала всей её жизнью. Красивая, хрупкая, нежная, обладающая волшебным сильным голосом, она была любимицей публики. Выступая на сцене она всю себя отдавала искусству. Пела как жила. Это и стало впоследствии причиной её трагической смерти. Мария Малибран скончалась в возрасте 28 лет практически на сцене.
Незадолго до трагедии Мария получила серьёзные травмы, упав с лошади: молодая женщина любила верховую езду и опасные трюки. Спустя всего несколько дней после падения, она стояла на сцене, едва держась на ногах от невыносимой боли, и пела так отчаянно и проникновенно, что публика аплодировала стоя и ещё много раз вызывала любимицу на бис. После выступления. едва дойдя до гримерной, Малибран практически упала без чувств и скончалась. Эта история породила множество романтических баллад о певице, жившей своим искусством и погибшей на самом пике славы под аплодисменты публики.
Может быть, героиней Брюллова действительно была экзальтированная испанская прима, любимица публики, и великий художник сохранил для нас её образ.
Картина была выставлена в Милане, в 1832 году , в галерее Брера. На неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». Позже искуствоведы доказали, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал «Джованин на лошади.»

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ДЖОВАННИНА И АМАЦИЛИЯ ПАЧИНИ К.П. Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея «Всадница» Карла Брюллова блистательный парадный портрет, в котором

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *