Эту картину знают все. И наверняка многие не задумываясь, назовут ее автора Виктора Васнецова. А вот в названии возможно ошибутся. Ведь так и просится на язык «Три богатыря». Но нет, картина называется просто «Богатыри».
Виктор Васнецов родился в семье священника и, как это водится, первоначально собирался идти по отцовским стопам. Он поступил в духовную семинарию, отучился, но на последнем курсе вдруг решил круто изменить свою жизнь и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Здесь художник долго искал себя. Он писал портреты, создавал декорации и архитектурные работы, увлекался историческими и религиозными жанрами, пока, наконец, не создал свой, былинно-исторический «васнецовский» стиль.
Васнецов узнаваем. Его картины, это яркие и красочные иллюстрации к русским сказкам и былинам.
Его богатыри герои, защитники родных просторов. А сколько труда в них вложено Ведь своих «Богатырей» художник писал, ни много, ни мало, 20 лет! Сын Васнецова Алексей вспоминал, что картина так долго путешествовала с ними, что стала привычным элементом быта, как сундук или напольные часы.
Первый ее набросок был сделан в начале 1870 годов в Париже в мастерской Василия Поленова. Затем художник иногда неделями не прикасался к полотну, потом вдруг брался за него вновь, и с каждым разом все увлеченнее создавал свой шедевр, под конец считая уже своим долгом закончить его. «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, признавался художник, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»
Кто только не служил ему натурщиком! Друзья, родственники, даже просто незнакомые люди. Например, лицо Добрыни Никитича «взято» у простого русского крестьянина, оставшегося безымянным. Детали «срисованы» с родственников художника. Илья Муромец собирательный портрет обычных людей с улицы.
Только для образа Алеши Поповича имелся свой, конкретный натурщик. Это Андрей Мамонтов, младший сын знаменитого в то время мецената Саввы Мамонтова. Кстати, богатырские кони на картине тоже из мамонтовской конюшни. Каждый день их специально приводили в поле, где художник не только работал, но фактически жил на завершающих этапах картины.
Создавая своих «Богатырей» Васнецов не смог обойтись без скрытой аллегории. На заднем плане видны могилы погибших в борьбе с врагами воинов. На переднем молодая поросль, будущие защитники родной земли. И поле, в котором стоят богатыри, не просто поле, а вся Русь.
Интересно, что с точки зрения историков изображенные на холсте воины существовали в реальности, и даже могли бы встретиться друг с другом. Вот только разница в возрасте между ними гораздо больше. То есть, когда Илья Муромец был в том возрасте, в котором он изображен на картине, Добрыня Никитич был уже глубоким стариком, а Алеша Попович, наоборот, маленьким мальчиком. Но художник и не претендовал на историческую подлинность.
Это в картине не главное.