СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА.

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея
«Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по выражению искусствоведа Игоря Грабаря «Джоконда современности». Как и в картинах Борисова-Мусатова, здесь не только наслаждение красотой, но и любование уходящим очарованием помещичьей России.
Елизавета Михайловна Мартынова (18681905), которая позировала Сомову на портрете, была одной из немногочисленных женских симпатий художника. Художник познакомился с ней, дочерью врача, во время учебы в Императорской Академии художеств она была в числе учеников набора 1890 года, когда женщинам впервые разрешили поступать в это учебное заведение. Произведений самой Мартыновой не сохранилось. Однако ее портреты писали не только Сомов, но и Филипп Малявин и Осип Браз. Вместе с ней училась Анна Остроумова-Лебедева, которая в своих мемуарах мимоходом отметила, что, хотя Мартынову писали всегда высокой статной красавицей, на самом деле она была маленького роста. Характер у художницы был эмоциональный, гордый и легкоранимый.
Сомов писал ее несколько раз: в 1893 году акварелью в профиль, через два года карандашом, а в 1897 году он создал ее небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа (Астраханская художественная галерея). Эту же картину он создавал с перерывами три года: из них художник два провел в Париже, а Мартынова для лечения болезни легких на долгое время поселилась в Тироле. Лечение не помогло: примерно через четыре года после окончания полотна она скончалась от чахотки в возрасте около 36 лет. Семьи у нее не было.
Из книги: Ионина Н. А. Сомов К. «Дама в голубом» // 100 великих картин. М.: Вече, 2000.
Молодая женщина в пышном, сильно декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника. Е. М. Мартынову художник переносит в мир прошлого, облекает ее в старинное платье, помещает модель на фоне условного декоративного парка. Это — стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема — все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж. Например, пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших картин старых мастеров.
Глядя на одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека прошлого и далекого. Это — женщина конца XIX века. Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ. И та естественная бледность, которой в XVIII веке добивались искусственными снадобьями… На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. Подруга ее, М. Ямщикова, писала:
«Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз»
Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
Чтобы ярче передать утонченность образа своей модели, К. Сомов прибегает к лессировкам, добиваясь тончайших красочных нюансов, прозрачных голубых теней в живописи лица и открытых плеч. Замечательны по своей выразительности жесты прекрасно написанных рук. В левой, поднесенной к груди, и в бессильно опущенной правой есть что-то невыразимо беспомощное. Обычно в своих портретах К. Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением.
Между женщиной и изображенными в глубине лицами нет сюжетной связи, нет взаимодействия. Мужская фигура, обликом напоминающая самого К. Сомова, а также жанровая сценка еще острее подчеркивают ее одиночество. Темная плотная купа деревьев словно отгораживает это хрупкое создание от окружающего мира.
С. Маковский в 1913 году отмечал, что в портретах К. Сомова, в его отношении к жизни как к «маске небытия» таится «скорбное сознание своей одинокости в этом мире, слишком призрачном, чтобы верить ему до конца». «Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Она больна, и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Современный человек с его тоской и неудовлетворенностью противопоставлен на картине К. Сомова гармоничному миру прошлого — миру XVIII века, но это опять же не ощутимо реальный мир, а идеальный. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества».
Эта ретроспективная стилизация пронизывает весь портрет, ощущается она и в самом изображении образа Е.М. Мартыновой: в характере тонкого, мечтательного, слегка наклоненного лица; в холодных, прозрачных тенях на шее и груди; в фасоне старинного платья и в том, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева.
«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусств» в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием «Портрет», а через три года она была приобретена Третьяковской галереей. «Дама в голубом платье», просто «Дама в голубом» — под такими названиями портрет Е.М. Мартыновой вошел в историю русской живописи. (***) Вот отрывок из письма Сомову Мартыновой, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет.
«Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»
Через 3 года картина всё же была продана ГТГ. Сомову, нужны были деньги. А Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1905 г. Возможно, это, просто, совпадение. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Ни как великая художница. В качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ЕЛИЗАВЕТА МАРТЫНОВА. К.А. СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ. 18971900. Третьяковская галерея «Дама в голубом» Сомова один из символов живописи Серебряного века, по

.

Предыдущая запись Человечество с давних времен пыталось найти способ сохранять продукты в холоде
Следующая запись Мандалы и этнические орнаменты, магический сюрреализм, загадочные города-призраки, инстинкт построения мира, Божественное женское — концепты картин Артура Гарри Шама, созданных на лазерном станке из фанеры

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *