СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС.

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ
Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас она настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Кустодиев после революции своим любимым сюжетам не изменял: для человека, до конца жизни прикованного к инвалидному креслу, это стало формой эскапизма.
Художник был прикован к инвалидному креслу (из-за опухоли у него были парализованы ноги), вокруг были вовсе не сдобные булки с изюмом, а нищета, голод и прочие последствия революции. Все красоты и атрибуты безмятежной сытой провинциальной жизни Кустодиев писал по памяти. А вот девушка позировала ему настоящая. Правда, никакой купчихой она не была.
Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Адеркас натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю ливонского рыцаря XIII века. Одна из баронесс фон Адеркас была воспитательницей Анны Леопольдовны.
В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. Юлии Кустодиевой не нужно было объяснять, какая натурщица нужна для картины: Борис Михайлович любил писать на своих полотнах дородных женщин. Кустодиева при жизни называли «Русским Рубенсом» — благодаря его склонности рисовать пышнотелых, дородных женщин, настоящих «Волжских Данай». Он признавался, что худые на творчество его не вдохновляют. Но вот его любимая жена была очень изящного телосложения.
Художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея), и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов.
В этот период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета Астраханского медицинского университета (собиралась стать хирургом). Галина Адеркас, была девушка пышная, но всё же не такая монументальная, какой получилась на картине в итоге: сравните эскиз с окончательным вариантом. Похоже, Кустодиев преувеличил габариты своей модели — на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше и не такой внушительной. Кустодиев картину написал довольно быстро, за несколько дней.
Изучала Галина хирургию, но увлечения музыкой увели ее в другую сферу. Она окончила университет и проработала недолго хирургом, но в двадцатые годы она бросила профессию. Обладательница интересного меццо-сопрано, в советские годы Адеркас пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась. Вышла замуж она за Богуславского, в хоре она уже носит фамилию Адеркас-Богуславская.
Возможно, она стала выступать в цирке. В Рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся рукописные воспоминания за авторством Г.В. Адеркас, озаглавленные «Цирк это мой мир…». Как сложилась ее судьба в 30-е и 40-е годы неизвестно.
Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всевозможных направлений. Основной темой выставки стала революционная. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. И пользовалась спросом публики. Полотно было положительно оценено критиками и художниками, включая Константина Сомова, Георгия Лукомского, Михаила Нестерова.
Художник и искусствовед Георгий Лукомский восторженно написал в эмигрантской газете «Накануне», что «Кустодиев богатейшие сюжеты: Купчиха за чаепитием у самовара русский Тициан! Живопись его стала строже, продуманнее. Кустодиев огромный художник!», и «может быть поставлен вровень с Венециановым». После открытия выставки он дал возможно лучшую литературно-художественную критику картине Кустодиева:
« Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по сторонам ворот. Налево балкон, и купец или подрядчик бородач, в красной рубахе и жилетке пьёт с женой чай. Вдали налево, как бы на холме, шатёр церкви в «Нарышкинском Барокко», направо город, гостинный двор, «ряды», колокольня церковная, столь типичная для «уезда» провинциальный «ампир» 1830-х годов. Справа и слева обрамление из листьев, дубовые листья и кусты. На таком фоне сидит у стола и услаждает свою душу и тело чайком красивая, полная дама купеческая. Платье лилового шёлка с кружевами, повязка на голове, в руке блюдце, и ластится кот к круглому плечу хозяйки. И жмурит он глаза и прижимается мордочкой и к шёлку и к телу. А прижаться-то есть к чему! Тело атласистое, плечи круглые, формы пышные, руки полные, пальчики нежные. И глаза серые, чуть вкось смотрят. Брови лукавые дугой вытянутые. Губы-то какие-то витьеватые и пышные. На столе порасставлены яства. Здесь и крендельки, и ватрушки, и бисквитная булка, и варенье, а на самом видном месте арбуз. Самовар, чайник на нем расписной, с розанами, «поповский». Живопись (арбуза) рисунок (губ) силы, достойной Франца Гальса. Небо в облачках порозовевших передано с изумительным совершенством. Осень в небе, в городке, как игрушечной модели Троице-Сергиевой Лавры, в «рядах» гостиного двора и каланче пожарной, в общем тоне. Это первые дни августа. Спала жара, а расцвет ещё полный. Пейзаж российский. Быт, русского Брегэля неприкрашенный.»
Многие зрители разглядывали в картине определенную иронию, которую уже не всегда может считать современный человек. В 1919 году в краснощекой купчихе даже видели карикатурное изображение старого быта. Сейчас большинство специалистов сходится на том, что это одна из самых теплых картин Кустодиева, в которой он прощается со старым миром. Да и под своим творчеством он подводит определенную черту.
Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину «Купчиха, пьющая чай». Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Да вот только вместо широких просторов за спиной холодная стена. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. И это показательно.
Интересна и судьба котика с картины Кустодиева «Купчиха за чаем». Этот кот и его поза очень нравились Кустодиеву — точно такой же присутствует на других картинах художника.

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

СУДЬБЫ КРАСАВИЦ СО ЗНАМЕНИТЫХ ПОРТРЕТОВ. ГАЛИНА АДЕРКАС. Б. М. КУСТОДИЕВ. КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918. РУССКИЙ МУЗЕЙ Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *