ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые корабли с несложной системой парусов. На таких каравеллах Колумб переплыл Атлантический океан и открыл Америку. И вслед за ним на новые земли, как стая коршунов, набросились завоеватели из Европы, в первую очередь испанские и португальские. Они торопились покорить местных жителей туземцев, они спешили отобрать у народов их богатства. В те времена и стали появляться колонии страны и земли, захваченные и угнетаемые сильными государствами. Четыреста с лишним лет существовал несправедливый порядок, когда одна страна метрополия распоряжалась судьбой другой страны колонии. Но ныне этому приходит конец. Шестидесятые годы двадцатого века останутся в памяти народов как годы ликвидации одного из самых позорных явлений в истории колониализма. Если вы взглянете на карту мира, допустим, первых лет после второй мировой войны, а затем бросите взгляд на карту мира нашего времени, вы сразу увидите много новых независимых государств.
Только в Африке их насчитывается сейчас 33, а было лишь 3. Эти государства стали самостоятельными потому, что люди всех цветов и оттенков кожи поднялись на борьбу за свое освобождение. Вслед за миллиардными массами народов Азии в тяжелой, нередко кровопролитной борьбе продолжают добывать себе свободу исстрадавшиеся в вековом рабстве народы необъятной знойной Африки. Борются за свободу и народы Латинской Америки. И сейчас эти знаменательные, волнующие события заставляют нас с уважением и признательностью вспомнить имя страстного обличителя колонизаторов имя Бартоломе де Лас Касаса. Это был выдающийся испанский гуманист. Гуманистами, как вы знаете, называют тех, кто проникнут уважением к человеческому достоинству, кто заботится прежде всего о людях, об их благе. Таков был и Лас Касас. Он еще на заре колониальных захватов поднял голос протеста против зверств завоевателей. Лас Касас родился в 1474 году и прожил девяносто два года. В молодости он был знаком с Христофором Колумбом, а затем ему довелось встречаться со знаменитыми в те времена завоевателями новых земель в Америке Веласкесом, Кортесом, Нарваэсом и другими.
Тогда, в XVI веке, самыми сильными государствами были Испания и Португалия. Потому-то испанцы и португальцы и начали первыми покорять новооткрытые земли Центральной и Южной Америки. Во главе захватчиков становились обычно дворяне предводители разбойничьих отрядов. Их называли конкистадорами, что в переводе с испанского означает «завоеватели». Кстати, эти алчные и жестокие колонизаторы имеют достойных продолжателей своего черного дела в лице тех, кто сегодня железом и кровью пытается подавить национально-освободительное движение в Конго, в Анголе, на Кубе, в Алжире. В зрелые годы и в старости Лас Касас, ведя борьбу за свободу народов, встречался и с верховными распорядителями колониальной политики с императором Карлом V и королем Филиппом II, и с их советниками и приближенными, с руководителями католической церкви, которая играла в то время очень большую роль. Церковники именем бога благословляли колониальный разбой. Все, что видел, слышал и пережил за свою долгую жизнь Лас Касас, он изложил в своих многочисленных сочинениях. Лас Касас родился в Севилье. Этот город на юге Испании был в те времена крупнейшей гаванью. В юные годы Бартоломе поступает в знаменитый Саламанкский университет. Здесь преподавались многие науки, профессора отличались ученостью и красноречием; велики были сокровища университетской библиотеки. Словом, добрая слава о Саламанк- ском университете шла по всей Европе. И главное, здесь студенты знакомились с гуманистическими учениями, призывавшими уважать человека. Здесь Лас Касас и усвоил многое из того, чему учили гуманисты передовые люди того времени.
Кончились студенческие годы. Молодому Лас Касасу надо было окончательно выбирать путь в жизни. И оказался он у него такой же, как у многих молодых дворян того времени: ему предстояло совершить далекое путешествие к берегам Америки. Его отец владел на острове Эспаньоле первой заокеанской колонии Испании крупным земельным участком. Отец Лас Касаса умер, и Бартоломе должен был унаследовать поместье и рабов-индейцев. Для этого в 1502 году он впервые пересекает Атлантический океан. Гаити красивый остров, с тропическими лесами, саваннами, зарослями кустарников и кактусов. Испанские конкистадоры захватили сначала прибрежные районы, а затем пошли войной на внутренние гористые области, где еще укрывались остатки свободных индейских племен. Лас Касас увидел своими глазами, как среди красот тропической природы совершались самые зверские расправы с индейцами. Лас Касас вспоминал: «… Оружие у индейцев было довольно жалким. Они не умели ни нападать, ни защищаться. Все их войны значили для европейцев не больше, чем игра в кости или даже детские игры». За полуобнаженными пешими воинами охотились закованные в доспехи, отлично вооруженные испанские всадники. Тех, кому удавалось спрятаться в лощинах и лесных чащобах, колонизаторы вылавливали с помощью специально выдрессированных псов.
Пленников (особенно родовых старейшин и племенных вождей) подвергали зверским пыткам избивали, жарили на медленном огне, отрубали руки. И все для того, чтобы выведать у них сведения, где находится золото. Золото прежде всего интересовало захватчиков. Те туземцы, которым удалось уцелеть, становились рабами: их принуждали выполнять самые тяжелые, изнурительные работы на золотых приисках, на строительстве домов для колонизаторов, церквей, укреплений. Невыносимый рабский труд, пытки, отвратительная пища таков стал удел туземцев; и население еще недавно цветущей Эспаньолы катастрофически вымирало. Лас Касас, будучи человеком глубоко честным, не мог оставаться безучастным свидетелем омерзительных поступков своих соотечественников. Он вспомнил о тех высоких идеях гуманизма, которые проповедовались с кафедр Саламанкского университета, и не мог спокойно наблюдать, как попираются они здесь, в горах и долинах Эспаньолы. Он решил, что употребит все свои силы и энергию на борьбу с преступлениями. Но как бороться против жестокостей Где приложить свои силы Лас Касас думал, что лучший путь стать священником и словом бороться за доброе, гуманное отношение к индейцам. Лас Касас поступил так потому, что был очень религиозен. В те времена, в средневековье, религия господствовала над умами людей. В бога верили даже наиболее образованные представители европейского общества. Католические попы были активными участниками преступлений колонизаторов. На этом рисунке вы видите одного из таких попов, присутствующего при соттении живьем Атуэя вождя одного из индейских племен на острове Куба. расценил кровавый разбой захватчиков как грубое нарушение христианских заповедей, норм христианской морали. Он думал, что церковь и ее служители будут защищать индейцев от дурного обращения.
Он надеялся, что, став священником, сам сможет помогать туземному населению. Но как жестоко он ошибся! Лас Касас просто-напросто не представлял себе, что «христианские заповеди» лишь прикрывали самые отвратительные преступления захватчиков. Лас Касас не замечал, что сама католическая церковь и ее глава папа римский благословляли испанских королей и дворянство на колониальные захваты. И не только благословляли, а были активными участниками преступлений колонизаторов. Став священником, Лас Касас отказался от своего поместья и некоторое время продолжал жить на Эспаньоле (Гаити). В 1511 году конкистадоры приступили к вооруженному захвату Кубы. Лас Касас в качестве своего рода «полкового священника» (если говорить более близким нашему времени языком) вступает на землю Кубы вместе с первыми отрядами испанцев. Здесь собрались наиболее отъявленные насильники и головорезы. Бесчинства конкистадоров на Кубе настолько потрясли Лас Касаса, что он резко и непримиримо выступает против действий испанских военачальников.
Между честным священником и алчными главарями конкистадоров возникает острый конфликт. Лас Касас видит, что никто его не поддерживает, что его протесты не приносят никакой пользы. Тогда он решает покинуть Антильские острова и направляется в Испанию. Здесь он надеялся раскрыть глаза высшим правительственным кругам на безобразия, которые творятся в колониях. Надо заметить, что Лас Касас выступал в это время не против самой колонизации, а лишь против ее методов, против поведения отдельных администраторов и военачальников. Он еще не понимал, что в их поведении просто отражается и воплощается сама грабительская суть испанской колониальной политики. В Испании Лас Касас предстал перед главными вдохновителями и руководителями этой политики высшими правительственными чиновниками, придворными, высшими представителями церковной иерархии. Неоднократно он выступал перед императором «Священной Римской империи» Карлом V, бывшим одновременно испанским королем. И всюду перед любым вельможей, перед любым собранием богословов и юристов он гневно обличает колонизаторов. Он смело и горячо отстаивает право беззащитного населения заокеанских земель на жизнь. А в придворных и правительственных кругах с нескрываемой насмешкой говорят о строптивом священнике, который защищает каких-то голых «дикарей», живущих за тридевять земель. Конечно, испанские вельможи знали, что конкистадоры избивают и жгут туземцев, что покоренные народы мрут с голоду. Но не все ли равно грандам королевства, коль золото и серебро в огромных количествах притекало в Испанию
Иногда казалось, что император и правительственные верхи склонны прислушаться к разоблачениям энергичного защитника индейцев. В Америку направляются различные ревизоры и следственные комиссии. Лас Касас даже получает официальный титул «протектора» (покровителя) индейцев и вновь и вновь на каравеллах переплывает океан, для защиты тех, кого он так искренне и горячо полюбил. Временами Лас Касасу начинает казаться, что вот-вот будут изданы указы, которые положат конец злодеяниям, и индейцы честные, прямодушные, трудолюбивые люди вновь обретут мир и покой. Но эти надежды всякий раз рассеивались, как дым. Правительство, принимая те или иные решения, совсем не заботилось о процветании коренного населения порабощенных стран. Оно лишь опасалось, как бы чересчур быстрое вымирание туземцев не лишило Испанию даровой рабочей силы. К тому же и те куцые меры, которые изредка принимались, открыто саботировались представителями колониальной администрации и плантаторами.
Лас Касас совсем пал духом. Был период, когда он под влиянием неудач ушел в монастырь, расположенный на полюбившейся ему Эспаньоле. Здесь он начал приводить в порядок свои воспоминания и наблюдения, создавать хронику (летопись) открытия и завоевания заокеанских земель. Так начал зарождаться замысел поведать будущим поколениям о великом подвиге открытии Америки и о великом преступлении истреблении и порабощении ее народов… Тем временем все новые и новые области американского континента попадали под удары конкистадоров; в огне и потоках крови погибли древние цивилизации Мексики, Юкатана, Перу; все новые тысячи еще вчера свободных людей становились бесправными. Все больше и больше- золота, добытого дешевым рабским трудом, наполняло трюмы кораблей, перевозивших эти несметные богатства в Испанию. .. И снова Лас Касас, уже стареющий, но по-молодому энергичный, не может молчать: в 15401542 годах он составляет пространный доклад на имя принца Филиппа, управлявшего в то время всеми делами Испании. В докладе Лас Касас рисует обобщенную картину испанских завоеваний. Он пишет о катастрофических последствиях этих завоеваний для коренного населения Америки. И снова на какое-то время неутомимому защитнику угнетенных показалось, что его усилия не пропадают даром: издаются законодательные акты, как будто регулирующие отношения между туземным населением и колонизаторами. Но даже жалкие полумеры, которые были приняты, остались только на бумаге. Их в штыки встретили в самих колониях плантаторы-рабовладельцы. Тем не менее деятельность Лас Касаса в 40-е годы приобретает большой размах; он снова и снова гневно обличает в высших сферах преступления колонизаторов, решительно выступает против появляющегося в это время расизма -человеконенавистнического учения о «неполноценности» туземного населения колоний.
Такая активность престарелого священника приходится явно не по нутру верхушке двора и церкви, и Лас Касаса стараются спровадить подальше, за океан. Он назначается епископом в Чиапа область в Южной Мексике на границе с Гватемалой. Внешне это выглядело вполне благопристойно, а на деле было своего рода ссылкой: Чиапа самая глухая и бедная область, почти совершенно отрезанная от внешнего мира. Но и здесь Лас Касас не прекращает своей борьбы за правое дело. Обладая высоким саном и реальными полномочиями, он пытается принудить местных испанских рабовладельцев к выполнению законодательства об индейцах и к освобождению рабов. И снова острый конфликт между гуманистом и колонизаторами, снова Лас Касас одинок в этом конфликте. В этом была трагедия всей жизни, всей деятельности смелого обличителя колониального угнетения. Но в то время иначе и не могло быть: таков был общественный порядок. Тогда на смену феодальному строю шел строй капиталистический, а вместе с ним выходил на историческую арену один из наиболее отвратительных спутников капитализма колониализм. Тогда еще не было общественных сил, которые могли бы выступить против порабощения отсталых народов.
Лишь отдельные благородные люди, чья совесть не могла мириться с преступлениями колонизаторов, поднимали свой голос протеста, но они были обречены на одиночество, их всячески преследовали. И против Лас Касаса, хотя он был епископом, было пущено в ход все: и клевета, и угрозы, и доносы на имя короля. В результате Лас Касас был «отозван» со своего поста и возвращен в Испанию. Сил для продолжения борьбы уже не было. Когда неутомимый защитник индейцев в последний 18-й раз пересек Атлантический океан, ему шел уже восьмой десяток. Не легко перенес он долгое и изнурительное путешествие в маленькой и душной каюте каравеллы. Теперь он убедился, что его гуманные чаяния, его надежды увидеть индейцев свободными потерпели крах. Но смелый Лас Касас не сдается, он вновь находит в себе мужество поступить так, как велит ему его совесть гуманиста: Лас Касас издает в виде отдельной книги свой доклад принцу Филиппу под названием «Кратчайшее повествование о разорении Индий». В условиях того времени это был очень отважный шаг. В своей книге он решил рассказать правду о злодеяниях испанцев в Новом Свете.
«Повествование» Лас Касаса суровый обвинительный акт против колониализма системы рабского угнетения народов. Многие места в его книге и по сей день звучат так свежо, с такой потрясающей силой, как будто писал эту книгу наш современник свидетель преступлений империалистических хищников в колониях. Книга Лас Касаса неопровержимое свидетельство того, что колониализм всегда был бесчеловечен, всегда был выражением самых низменных интересов эксплуататорских классов, всегда нес неисчислимые страдания и бедствия народам, подпавшим под его ярмо. … Последние четырнадцать лет своей долгой жизни Бартоломе де Лас Касас провел на севере Испании, в монастыре в г. Вальядолиде. Силы покидали его. Однако ум и память Лас Касаса были остры, как и прежде. И он изо дня в день на протяжении многих лет создает огромный труд «Историю Индий». Здесь он на основании как личных воспоминаний, так и многочисленных документов очень подробно излагает историю открытия и завоевания Америки, (Труд этот после смерти Лас Касаса был погребен в монастырских архивах и увидел свет лишь триста лет спустя.)

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

 

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

ОБЛИЧИТЕЛЬ КОЛОНИЗАТОРОВ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАС В те давние времена, когда жил Бартоломе де Лас Касас, по морям и океанам медленно двигались парусные суда-каравеллы. Это были трехмачтовые

.

 

Предыдущая запись Нашими предками были потомки ариев и обезьян
Следующая запись Искусство человеческого тела

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *