ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ)

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и непосредственно на поле боя. Сначала для этого использовались главным образом пулеметы, а также автоматические орудия калибра 20 и 37-мм. С развитием штурмовой авиации появились и самоходные зенитные установки, которые сначала изготавливались на базе полугусеничных тягачей. Эти машины имели значительно большую маневренность, чем буксируемые орудия, и требовали небольшого времени для приведения их в боевое положение.
В конце 1943 года началась разработка зенитных самоходок на танковых шасси. В Германии эти машины назывались «зенитные танки (Flapanzer).
Еще в начале 1944 года возникло предложение об использовании в качестве вооружения для зенитных танков 30-мм авиационной пушки Мк 103. Орудие имело довольно высокую скорострельность (темп стрельбы 425 выстрелов в минуту) и мощные боеприпасы.
Летом 1944 года инженер Йозеф фон Глаттер-Гоц, работавший в автомобильном отделе инспекции Генерального штаба, спроектировал шарообразную башню для использования ее на зенитных танках. После рассмотрения данного предложения, отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) поручил компании Daimler-Benz доработать проект и изготовить опытный образец установки.
14 июля 1944 года управление вооружений утвердило план выпуска «Шаровой молнии» на шасси Pz. IV начиная с 5 сентября 1944 года. Планировалось к декабрю достигнуть выпуска 30 машин в месяц. 5 сентября эти цифры скорректировали — фирма Daimler-Benz должна была собрать две первых машины в октябре, а завод Stahlindustrie — три в ноябре. Затем выпуск должен был возрастать, достигнув в феврале 1945 года 100 машин в месяц.
Однако обстановка внесла свои коррективы. Первый опытный образец установки был изготовлен на заводе Deutsche Eisenwere фирмы Daimler-Benz в октябре 1944 года.
«Шаровая молния» представляла собой башню сферической формы из 20-мм брони, установленную при помощи карданной подвески в неподвижном защитном 30-мм броневом кожухе в виде усеченного конуса. Первоначально башню предполагалось установить на танке Pz.IV.
В качестве вооружения «Шаровой молнии» использовалась спарка 30-мм автоматических орудий Мк 103/38, являвшихся вариантом авиационной пушки, поработанным специально для установки в зенитный танк.
Общая высота «Шаровой молнии» составляла 2300 мм, а высота башни — всего 600 мм. Таким образом, установка была достаточно компактной.
По первоначальному проекту вращение установки должно было вестись при помощи механических приводов и двумя маховиками, как на обычных зенитных орудиях. Но расчеты показали, что получаемая скорость недостаточна для сопровождения самолетов штурмовой авиации. Поэтому научно-исследовательский институт авиации в Берлин-Адлерсхофе спроектировал гидравлический привод для вращения башни. При этом вращение осуществлялось при помощи специального джойстика, похожего на штурвал управления истребителем. В результате, теперь для наведения установки на цель требовался только один человек.
Скорости вращения башни «Шаровой молнии» оказались очень высокими — 45 градусов в секунду по вертикали, и 22 градуса в секунду по горизонтали. Боекомплект составлял 1200 выстрелов, уложенных в специальных коробах. Стрелянные гильзы и звенья лент ссыпались в специальные холщевые мешки. Каждое орудие оснащалось вентилятором для отвода пороховых газов при стрельбе.
В башне размещалось три человека командир, он же наводчик, и два заряжающих. При этом экипаж помещался полулежа, рядом друг с другом, что облегчало передачу команд. В качестве средств наведения предполагалось использование специального перископического прицела и стереоскопического дальномера. Кроме того, для использования на «Шаровой молнии» проектировался специальный механический прибор для сопровождения цели. Предполагалось, что после того, как командир «захватит» самолет противника прицелом и включит прибор, последний сможет «вести» стволы орудий за воздушной целью.
Однако наладить выпуск установки «Шаровая молния» так и не удавалось. 30 января 1945 года был утвержден новый график изготовления установок на заводе Stahlindustrie по 10 в феврале и марте, и 40 в апреле. В уже упоминавшемся документе «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», датированном концом февраля, по «Шаровой молнии» присутствуют такие цифры: 8 машин в марте, 10 в апреле и начиная с мая — по 30 штук в месяц (по август включительно). При этом указано, что установки должны монтироваться на шасси Pz. IV. Кроме того, есть такое примечание: «Будут ли вообще строить «Шаровую молнию» еще не определено».
Дело в том, что несмотря на казалось бы неплохие характеристики, эта установка обладала целым рядом недостатков: была очень тесной, имела малый боезапас и ограниченные углы обзора командира. Что касается использования прибора для сопровождения цели, то его так и не изготовили, да и его эффективность представлялась весьма сомнительной. Интересно мнение инженера Циммер (он работал в компании Rheinmetall и спроектировал башню для танка «Пантера»). По поводу «Шаровой молнии» он заявил что, по его мнению, только не профессиональный инженер мог разработать такую башню.
Тем не менее, несколько «Шаровых молний» было изготовлено. Так, немецкий исследователь В. Шпильбергер пишет о пяти изготовленных машинах, собранных заводом Deutsche-Eisenwere AG в начале 1945 года и переданных в учебную часть в Ордруфе, Тюрингия.
В работах другого авторитетного исследователя немецкой бронетехники, Т. Йенца, приведены другие данные. В одной из своих работ он приводит данные допросов союзниками представителей компании Daimler-Benz. Согласно показаниям инженера Эбеля, только три полностью готовых «Шаровых молнии» были изготовлены заводом Deutsche-Eisenwere. А представитель Deutsche-Eisenwere инженер Сполдер сообщил, что только два образца установки были собраны и направлены в Берлин.
Однако есть и другие данные. В одном из документов рейхсминистерства вооружений, захваченных частями Красной Армии в 1945 году, есть сведения о производстве танков и самоходок за февраль 1945 года, причем по дням. Так вот, согласно этому документу, на заводе Stahlindustrie было изготовлено 7 «Шаровых молний» — 2 до 10 февраля, 2-13 февраля, 2-19 февраля и 1-20 февраля. Хотя возможно, что в этом документе речь идет об изготовлении установок (башен), а в приведенных выше данных — о сборке машин в целом.
Помимо шасси танка Pz. IV, установку «Шаровой молнии» планировали и на других танковых шасси. 4 сентября 1944 года фирма ВММ завершила проект установки такой башни на базе «Хетцера». При этом у последнего бортовые листы корпуса установили вертикально.
Но после принятия в качестве основного шасси Jagdpanzer 38 D истребителя танков, последовало решение об установке «Шаровой молнии» на этой базе.
План выпуска, утвержденный 30 января 1945 года, предполагал изготовить первые 5 «Шаровых молний» на Jagdpanzer 38 D в июле 1945 года, 20 в августе с последующим увеличением до 100 машин в месяц в декабре. Однако генерал-инспектор танковых войск 14 марта 1945 года на встрече с начальником Генерального штаба армии высказался против изготовления «Шаровых молний». По его мнению, в первую очередь Jagdpanzer 38 D нужно выпускать в варианте истребителя танков. В результате обсуждения, было решено использовать для установки «Шаровой молнии» ремонтные Jagdpanzer 38 (t).
В результате появился план переделки «хетцеров» в зенитные танки по 35-45 штук в месяц. При этом, так как они должны были использоваться вместе с Jagdpanzer 38 D (8 зенитных танков на каждый батальон), то их скорость должна была быть такой же. В результате, помимо установки «Шаровой молнии» на «хетцеры» при ремонте планировалось монтировать и дизель Tatra. Однако до конца войны проект переделки так и не был завершен.
Максим Коломиец, «Последние танки Гитлера»

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

ЗЕНИТНЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА «ШАРОВАЯ МОЛНИЯ» (UGELBLITZ) С самого начала Второй Мировой войны немецкое командование придавало большое значение противовоздушной обороне войск на маршах и

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *