ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА

 

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн грузов, от хлеба до бензина…
Нина Соколова родилась в Череповце в 1912 году она была старшей дочерью в многодетной семье. В 19 лет девушка уехала в Ленинград и там поступила в институт водного транспорта на инженера-гидротехника. Для девушки эта профессия была крайне необычна и сложна, но с детства приученную к тяжёлым условиям Нину трудностями было точно не запугать.
В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания в 1936-м году получила направление в ЭПРОН — Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.
Женщин среди водолазов, работающих на большой глубине, до сих пор не было, профессия считалась слишком экстремальной для прекрасного пола.
Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных».
Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.
Боевое крещение она получила в Баренцевом море.
В 1939 году во время Финской кампании Соколова руководила строительством десантного причала на Баренцевом море. Однажды она провалилась под лёд в зимнем снаряжении. Женщина тогда смогла выбраться только чудом.
Великую Отечественную Нина Соколова встретила в Ленинграде. Она служила главным инженером 27-го отряда ЭПРОН. Её сослуживцы восстанавливали подводные коммуникации, поднимали продовольствие с затонувших судов на Ладожском озере.
Соколову и её сослуживцев включили в аварийно-спасательную службу Балтийского флота в 1941 году. Шторма и немецкие бомбы отправили на дно множество судов, поэтому водолазам приходилось работать практически без передышки. Водолазы Соколовой работали в тяжелейших условиях: у них, можно сказать, не было времени отдышаться. Осенняя Ладога известна своими штормами.
Постоянный холод, скудный паёк, временами падавший до 300 грамм хлеба, вероятность погибнуть в каждом выходе. Многих водолазов, в том числе Соколову, контузило близкими взрывами прямо в воде.
Приходилось всё время соблюдать строжайшую маскировку: немецкие позиции располагались на берегу озера, с воздуха местность отлично просматривалась, и замешкавшиеся водолазы рисковали попасть прямо под вражеский огонь. Несмотря ни на что, за время войны на поверхность подняли более четырёх тысяч мешков с зерном, которое направляли в блокированный город.
Наземные линии связи между Ленинградом и большой землёй не работали. Поэтому осенью 1941 года водолазы начали тянуть телефонную линию по дну озера для связи, в первую очередь с Москвой.
Первые три попытки протянуть кабель были неудачными. Линии рвались, проработав по несколько дней. В конце концов ленинградские власти на складе в Кронштадте обнаружили особо прочный бронированный кабель необходимого типа. Его срочно доставили на берег. В течение десяти дней водолазы ЭПРОНа работали на дне, и к 30 октября проводная связь между Ленинградом и остальным СССР была установлена. Эта магистраль продержалась всю блокаду и обеспечивала бесперебойную связь.
Соколова рассудила, что по дну можно протянуть не только кабель, но и бензопровод. Дело в том, что главной бедой Дороги жизни была её низкая пропускная способность. Наливники с горючим отнимали место на трассе у грузовиков с хлебом и боеприпасами. Прокачка топлива через трубопровод позволяла высвободить дорогу для других грузов.
Эту идею Соколова предложила Ивану Зубкову, одному из ключевых архитекторов Дороги жизни. Тот отправился с планом Соколовой прямиком в Государственный комитет обороны. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней.
Весной 1942 года в Ленинграде создали оперативную группу из водолазов и нефтяников. Сама Соколова вела разведку дна на месте будущего трубопровода. Работы начались на ленинградской стороне у Осиновецкого маяка, где лес плотно подступал к воде и давал укрытие от самолётов. Соколова постоянно спускалась под воду. Делать всё старались в тёмное время суток даже одиночный бомбардировщик моментально сорвал бы всё предприятие, а укрыть предстояло сотни людей, суда, сами трубы и всё оборудование.
Готовые секции труб предварительно испытывали, прогоняя керосин под утроенным рабочим давлением.
26 мая 1942-го года началась укладка первой километровой плети. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая — подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей.
Неимоверными усилиями Ладожский трубопровод протянули всего за 43 дня — задание было выполнено к 16 июня 1942 года.
Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть — 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном — резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации — с июня 1942 по март 1943 года — в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн горючего. По трубопроводу в Ленинград гнали по очереди разные виды топлива от солярки до нафты. После снятия блокады труба была заморожена.
Меры маскировки соблюдали блестяще — об «артерии жизни» немцы так и не узнали.
Следующим заданием Соколовой была прокладка по дну ЛЭП до Волховской ГЭС той же осенью. В эту навигацию её серьёзно ранило при обстреле. Вскоре блокада была прорвана, и в Ленинград пошли поезда, а в 1944 году осаду удалось полностью снять, но теперь перед водолазами стояли новые задачи. Акватории вокруг Ленинграда были завалены обломками мостов, сооружений, техники, усеяны минами.
Нина Соколова принимала участие в приведении города и его окрестностей в порядок.
Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой — 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета».
После войны Нина Соколова преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне — Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

ПОДВИГ ЖЕНЩИНЫ-ВОДОЛАЗА. НИНА СОКОЛОВА В 1940 годы в блокадном Ленинграде работала первая в Советском Союзе женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *