ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2

 

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес, и приближавшийся на всех парусах винджаммер не вызывал у англичан тревоги. Каково же было их изумление, когда по курсу парохода взорвался снаряд, а над парусником взвился кайзеровский флаг! Зееадлер взял экипаж судна в плен, а сам Глэдис Ройял пустили ко дну. Через день та же участь постигла другой британский пароход Ланди Айленд, перевозивший 4500 т сахара. Уже к этому моменту выход рейдера в океан себя оправдал.
Самым урожайным для парусного корсара стало почти двухмесячное рейдерство в районе экватора между Бразилией и Африкой, на пути, рекомендованном для парусников, направляющихся из Европы в Южную Америку. С 21 января по 11 марта он потопил английский пароход Хорнгарт и 8 парусников: французские трехмачтовые барки Шарль Гунод, Ларошфуко, Дюплэ и четырехмачтовый Антонен, канадские трехмачтовую шхуну Пирс и барк Бритиш Йомен, итальянский трехмачтовый корабль Буэнос-Айрес и английский четырехмачтовый барк Пинмор. (в юности командир Зееадлера служил на Пинморе матросом, обошёл вокруг земного шара, и, осматривая барк, он даже обнаружил вырезанные им на штурвале собственные инициалы).
Все это время англичане и их союзники не имели никакой информации о пиратствовавшем паруснике, теряясь в догадках о причинах исчезновения в Атлантике своих судов. В то же время на борту Зееадлера скопилось 263 человека пленных, на содержание которых приходилось тратить слишком много воды и продовольствия. Поэтому когда 21 марта рейдеру повстречался французский трехмачтовый барк Камбронн с грузом чилийской селитры, фон Люкнер решил не топить его. На нитратный клипер пересадили всех пленных и отправили судно в Рио-де-Жанейро. А чтобы барк прибыл туда не слишком быстро, на нем срубили бушприт и брам-стеньги: за это время немцы рассчитывали уйти достаточно далеко.
Камбронн достиг бразильского порта 30 марта, и лишь тогда действия Зееадлера перестали быть тайной. Британское Адмиралтейство немедленно бросило на поиск пирата все имевшиеся в южноамериканских водах крейсера. Англичане правильно вычислили курс фон Люкнера, догадавшись, что тот поведет свой корабль в Тихий океан вокруг мыса Горн. Но немцам везло: несколько раз британские корабли проходили рядом, так и не заметив парусник. А 18 апреля у мыса Горн с Зееадлера явственно видели вспомогательный крейсер Отранто (тот, что участвовал ещё в охоте на эскадру графа фон Шпее и благополучно сбежал при разгорме английской эскадры у м. Коронель). Фортуна улыбалась Люкнеру он благополучно миновал противника и растворился в просторах Тихого океана.
8 июня Зееадлер пересек экватор. Здесь, в центре океана, Люкнер рассчитывал на хорошую добычу. Однако за полтора месяца ему удалось встретить и потопить всего три американские четырехмачтовые шхуны Эй. Би. Джонсон, Р. Си. Слейд и Манила.
Между тем плавание корсара продолжалось уже более полугода, на судне иссякали запасы воды, у экипажа появились признаки цинги. Люкнер повернул на юг и 28 июля бросил якорь у острова Мопеха. Команда съехала на берег людям необходим был отдых. Кокосовые пальмы и водившиеся в изобилии черепахи позволили бы восполнить недостаток витаминов, но… 2 августа 1917 года то ли внезапно налетевший шквал сорвал Зееадлер с якорей и выбросил его на берег, то ли корабль сел на рифы в результате ошибок в маневрировании (версия с цунами из судового журнала ничем не подтверждается), но результат один — «Зееадлер» намертво засел на скалах. Спасти его не удалось. Всё что можно было снято на берег, а корабль — подорван.
Рейдерство последнего в истории парусного корсара продолжалось 224 дня. За это время он прошел около 30 тыс. миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов общим тоннажем свыше 30 тыс. брт. В это число не входит отпущенный барк Камбронн.
Следует также сказать, что приключения фон Люкнера с гибелью его судна не закончились. Вооружившись винтовками и гранатами, он вместе с пятью добровольцами из команды на 6-метровой шлюпке преодолел 2300 миль, побывал на нескольких островах, намереваясь захватить подходящее судно и продолжить войну на коммуникациях, но в итоге попал в плен и до 1919 г. пробыл в тюрьме Окленда, в Новой Зеландии.
Феликс фон Люкнер прожил долгую жизнь, вернулся в Германию, командовал учебным судном «Ниобе», вышел в отставку в 1922 г. В 1925 г. женился — жену звали Ингебора Энгстрем и была она подданной Королевства Швеция. В 1927-1938 гг. преподавал в США. В 1939 г. вернулся в Германию, но его поездки и написанные работы перевесили заслуги во время Первой мировой войны, и по решению некоего Суда чести ( если я правильно понял) он был лишён части наград, а книги его были запрещены и изъяты из библиотек. В 1945 г. он возглавлял депутацию г. Галле, где жил, на переговорах с наступавшими американскими войсками и договорился о сдаче города без разрушения. А когда город передавался советской администрации уехал. Умер 13 апреля 1966 г. в Мальмё, в Швеции, а похоронен в Гамбурге.
По окончании 2-ой Мировой Войны союзники делили остатки немецкого флота. Среди многочисленных документов, запечатлевших ход этой дележки, есть короткий перечень рыболовных траулеров, построенных по немецкому заказу в Норвегии. Они так и оставались там, но принадлежали Германии. О включении их в общий список ходатайствовал перед Тройственной военно-морской комиссией начальник военно-морского Отдела Советской военной администрации Германии контр-адмирал Ф. С. Седельников.
Зачем же было столь настойчиво хлопотать о нескольких селедочных траулерах, которых в Норвегии — пруд пруди — интересуется один из авторов многочисленных жизнеописаний фон Люкнера. Дело в том, что один из них помимо бортового номера «U-5301» носил еще и наименование — «Seeteufel». Вряд ли Морской дьявол вновь маскировался, иначе бы он не оставил название яхты. Вероятно, она была у графа реквизирована.
Союзники уступили ее и она оказалась в Ленинграде. О ее былой роскоши все же стоит упомянуть: «Салон яхты был обставлен мебелью из дуба, а по стенам, увешанным персидскими коврами, висели фотографии Гитлера, Геббельса и портрет с автографом шефа полиции нацистов Гимлера» — такой увидели ее в 30-е годы в Австралии.
Сегодня «Seeteufel», а ныне шхуну «Надежда», можно увидеть у причала Центрального яхт-клуба в Санкт-Петребурге. Своего рода тоже памятник оказался. Можно даже пройти на нее и подержаться за поручни по которым когда-то скользили руки «Последнего корсара» корветтен-капитана графа Феликса фон Люкнера.

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

ПОСЛЕДНИЙ КОРСАР. Часть 2 Счет его трофеям открыл английский пароход Глэдис Ройял, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *