ЗАДОЛГО ДО ПАУЭРСА И РУСТА…

ЗАДОЛГО ДО ПАУЭРСА И РУСТА... 26 января 1914 года из местечка Биттерфельд, расположенного в Германии на юго-западе от Берлина в 35 километрах от города Галле, поднялся неуправляемый воздушный

26 января 1914 года из местечка Биттерфельд, расположенного в Германии на юго-западе от Берлина в 35 километрах от города Галле, поднялся неуправляемый воздушный шар, принадлежавший Немецкому воздухоплавательному союзу. В гондоле находились три члена этого союза: Ганс Берлинер, Александр Гаазе и Арнольд Николаи…
При подъеме шар принял направление на северо-восток Германии и к вечеру около Кестлина достиг южного побережья Балтийского моря. Этот факт воздухоплаватели зафиксировали в «бортовой книге», которую вели во время полета. Около Кёстлина ветер изменил направление на восток, и линия полета прошла недалеко от побережья городов Штольп и Путциг. Это уклонение ветра около Кестлина было своевременно замечено воздухоплавателями, и они, направляясь к Данцигской бухте, сделали в бортовой книге запись: » Мы решаемся перелететь Балтийское море». Дальнейший полет пошел по прямой через Данцигскую бухту.
Двигаясь на северо-восток и перелетев эту бухту, воздухоплаватели ночью пересекли Куриш-гаф и к трем часам утра 27 января достигли русской границы, которую перелетели около Нового места Ковенской губернии, о чем сделали надлежащую запись в бортовой книге, указав, что они перелетели границу на высоте 205 метров.
Оказавшись над территорией европейской России, воздухоплаватели не приземлились, а продолжали свой полет еще около 32 часов. За это время они преодолели расстояние свыше 2000 верст от русской границы. Двигаясь сначала в северо-восточном направлении, шар пролетел над Ковенской, Витебской, Псковской, Тверской и Ярославской губерниями, достиг города Буя Костромской губернии. Здесь ветер изменил направление на более восточное. Дальнейшие изменения полета не были отмечены в бортовой книге. Лишь была сделана запись, что в ночь на 28 января спустился густой туман. К утру воздухоплаватели открыли клапан и около 11 часов совершили спуск на землю близ села Киргишан, расположенного недалеко от Биссертского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии.
Тотчас после спуска воздухоплаватели обратились за содействием к местным крестьянам. О приземлении шара было сообщено становому приставу Мальму. Он пригласил летчиков сначала в свою квартиру, а затем в Биссертский завод на квартиру земского начальника Муханова, который свободно владел немецким языком и смог объясниться с воздухоплавателями, совершенно не знавшими русского языка…
…Любопытно, что до этого случая 4 декабря 1913 года в 24 верстах от Перми и Мотвилихинского пушечного и снарядного завода вблизи станции Шабуничи Северной железной дороги спустился аналогичный шар.
30 ноября 1913 года он поднялся в воздух из того же местечка Битерфельд в Германии. Воздушный аппарат принадлежал тому же Немецкому воздухоплавательному союзу. Пилотировали шар лейтенант запаса прусской артиллерии Альфред Креффт, запасной артиллерийский вольноопределяющийся Бруно Шитц и бывший рядовой пехотного полка Гуго Каулен. Причем после спуска они беспрепятственно железной дорогой выехали в Москву и только там были задержаны. При допросе объяснили, что совершили свой полет в целях установления рекорда на дальность. Они якобы намеревались лететь в Константинополь, а в Россию попали случайно. Однако надуманность этих объяснений опровергалась тем, что при себе немцы имели паспорта с российскими визами. Кроме того, при перелете русской границы они сделали в бортовой книге запись, что поднимаются на высоту 1500 метров, «опасаясь обстрела на русской границе». Незваные немецкие гости в тот раз были наказаны в административном порядке.
После этого события всем военным и гражданским властям было дано распоряжение проводить расследования о спуске летательных аппаратов иностранных государств…
О новом происшествии было немедленно сообщено в Пермь военным и гражданским властям. По распоряжению командующего войсками Казанского военного округа производство дознания было поручено начальнику штаба 49-й пехотной дивизии полковнику Генерального штаба Ремезову. В качестве эксперта были привлечены профессор метеорологии Казанского университета Всеволод Александрович Ульянин и начальник воздухоплавательного отдела Главного военно-технического управления подполковник Немченко. Были также запрошены заключения Николаевской Главной физической обсерватории и Главного управления Генерального штаба.
Ремезов подробно опросил летчиков, осмотрел оказавшиеся при них вещи и документы.
Пилоты с самого начала стали давать разноречивые объяснения как по вопросу о направлении и целях полета, так о проводимых ими во время полета наблюдениях.
Старший из них — Берлинер — объяснил, что цель полета была научная и они намеревались лететь в Швецию для изучения воздушных течений и скорости ветра, однако свой полет начали при юго-западном ветре. При выборе момента подъема они якобы ориентировались на сведения Берлинского метеорологического бюро, в соответствии с которыми ветер должен был пронести их сначала над Курляндией, Лифляндией и Эстляндией, а затем повернуть их шар на северо-запад и вынести в Швецию.
Пассажиры Гаазе и Николаи заявили полковнику Ремезову, что летели со спортивной целью, в намерении побить всемирный рекорд на дальность полета. Со слов Берлинера, они якобы знали, что ветер должен нести их на Швецию. Однако летчики не смогли объяснить, как они могли побить мировой рекорд над территорией Швеции. Потому что побитие рекорда на дальность можно было осуществить только над территорией России, поскольку по логике невозможно было над акваторией в пределах Скандинавского полуострова установить предельные точки стояния.
Немцы также утверждали, что никаких наблюдений на поверхности земли не вели, так как высота полета была значительная и стоял густой туман. В то же время Берлинер не отрицал, что они знали, что летят над русской территорией. Они подробно описывали маршрут полета в бортовой книге и продолжали полет, зная, что ранее именно в Пермской губернии спустился шар, принадлежавший их же союзу, рекорд которого они намеревались побить.
Изложенные выше объяснения немцев о цели полета, его направлении и непредвиденности залета в Россию были опровергнуты при производстве следствия по настоящему делу.
Эксперт по воздухоплаванию инженер подполковник Немченко заявил, что научная цель полета опровергается отсутствием у воздухоплавателей целого ряда приборов для подобного рода наблюдений. Содержание записей в бортовой книге также опровергает это утверждение. Главная физическая обсерватория удостоверила, что метеоусловия на 26 января не давали достаточных оснований для совершения полета из Германии в Швецию.
Наличие у всех членов экипажа паспортов, завизированных Российским генеральным консульством в Берлине, также свидетельствовало о том, что пилоты намеревались лететь в пределы Российской империи или, в крайнем случае, допускали такую возможность. Паспорта Берлинера и Гаазе были визированы за 11 дней до полета. Кроме того, Гаазе имел при себе 90 рублей 55 копеек, которые он обменял в Берлине 23 января, а Николаи — 142 рубля 90 копеек, которые он обменял 21 января.
Наконец, у воздухоплавателей оказалась географическая карта европейской России. На нее они нанесли свой маршрут. При сопоставлении с записями в бортовой книге было видно, что они ориентировались весьма точно и делали подробные отметки.
Так, в момент перелета российской границы они указали все реки и железнодорожные линии, над которыми пролетали. Около города Осташкова, находясь на высоте 900 метров над землей, по бою часов на деревенской колокольне отметили разницу во времени; вблизи Волги заметили завод, освещенный газовым пламенем. Возможность ориентироваться они потеряли лишь вечером 27 января близ города Буя Костромской губернии.
Преднамеренность полета над русской территорией подтвердилась также самим заявлением Берлинера о том, что они продолжали полет, желая побить рекорд предыдущего полета шара их Союза, спустившегося в пределах Пермской губернии.
Немецкий воздухоплавательный союз, которому принадлежали оба воздушных шара и членами которого состояли все обвиняемые по настоящему делу лица, находился в договорных отношениях с военным ведомством, в частности, с Германской воздухоплавательной частью. Об этом свидетельствовала железнодорожная накладная, оказавшаяся при Берлинере. Она была выдана командиром Прусского воздухоплавательного батальона майором Кренцлиным. В ней были изложены тарифные правила, в соответствии с которыми в случае мобилизации германских войск воздушные шары Союза поступают в распоряжение военных властей, и за это в мирное время Союз пользуется военными льготами при перевозке имущества по железной дороге. Накладная давала право перевозки шара как воинской клади обратно до стации Галкензее в Германии.
Странно, но Ремезов не обратил внимание на то, что в ополченческом билете Арнольда Николаи стояла собственноручная печать руководителя немецкой разведки Вальтера Николаи.
Но все-таки изучив совокупность вышеприведенных обстоятельств, полковник Ремезов предположил, что повторные свободные полеты к месту расположения пушечного завода проводятся Германией с военной целью, в том числе и с целью практического изучения воздушных течений над территорией России.
Такого рода предположение усилилось еще и объяснениями земского начальника Муханова о том, что Берлинер проявил особый интерес к вопросам чисто военного характера.
Опрошенный по этому поводу на предварительном следствии в качестве свидетеля земский начальник Муханов категорически утверждал, что на третий день пребывания воздухоплавателей в его квартире Берлинер стал рассматривать в альбоме фотографические снимки, изображавшие эпизоды из военной службы Муханова. Зная, что Муханов является представителем местной административной власти, он начал расспрашивать его о порядке мобилизации чинов запаса из местностей, удаленных от железных дорог. При этом Берлинер высказал предположение о том, что отсутствие железных дорог должно затруднять распоряжения по поводу мобилизации и что произвести в таких местностях быстро мобилизацию невозможно. Выслушав обращенный к нему вопрос, земский начальник Муханов уклонился от прямого ответа и сказал лишь, что русская армия велика и что поэтому мобилизация ее не беспокоит.
Полученные в ходе предварительного следствия материалы были направлены в Главное управление Генерального штаба.
Но оно дало заключение о том, что практическое изучение воздушных течений в тех пределах, которые установлены по настоящему делу, не может быть признано собиранием сведений, касающихся внешней безопасности России. Что же касается сведений, которые Берлинер хотел получить от земского начальника Муханова, то таковые касаются внешней безопасности России и подлежат хранению в тайне.
Таким образом, предварительным следствием был установлен лишь факт незаконного перелета Берлинером, Гаазе и Николаи западной русской границы без соответствующего разрешения и вопреки прямому запрещению со стороны российских властей.
Этот запрет был впервые установлен положением Совета Министров от 16 ноября 1912 года. Тогда же были поставлены в известность заинтересованные иностранные правительства. Впоследствии через каждые шесть месяцев военный министр входил в Совет Министров с предложением о продлении срока действия этого запрета. В последний раз на заседании Совета Министров 19 декабря 1913 года срок запрета перелета западной границы России был продлен до 1 июля 1914 года.
Пилоты не могли этого не знать, так как об этом на своих страницах информировал печатный журнал Воздухоплавательного союза, которому принадлежал шар.
На основании вышеизложенного германским подданным Гансу Рудольфу Берлинеру, 37 лет, Александру Гаазе, 35 лет, и Арнольду Николаи, 37 лет, было предъявлено обвинение в том, что, вопреки запрету на перелеты русской границы для иностранных воздухоплавательных аппаратов, введенному определением Совета Министров от 19 декабря 1913 года, и не получив на такой перелет никакого разрешения, они, действуя заведомо сообща, 27 января 1914 года сознательно перелетели эту границу на неуправляемом воздушном шаре и, оказавшись над территорией европейской России, продолжали полет до Красноуфимского уезда Пермской губернии.
А Берлинер был еще и обвинен в том, что, оказавшись после описанного полета в Биссертском заводе Красноуфимского уезда, он намеревался использовать свое пребывание там для собирания сведений, касающихся внешней безопасности России.
17 апреля 1914 года Казанская судебная палата под председательством Я.М.Затворницкого в открытом судебном заседании приговорила всех троих к одиночному тюремному заключению сроком на шесть месяцев, но, вняв просьбе адвоката, суд учел срок предварительного ареста и таким образом срок наказания составил 4 месяца и 2 дня одиночного заключения или 5 месяцев и 12 дней в общей камере. Судебные издержки взыскивались с обвиняемых, воздушный шар был конфискован в пользу казны, а личное оружие незадачливых путешественников передано в распоряжение пермской полиции. Мерой пресечения суд избрал денежный залог в сумме 2000 рублей с каждого.
20 апреля залог был внесен и в тот же день германские авиаторы навсегда покинули негостеприимную Пермь.
Публика была не вполне довольна решением суда, так как осталось неясно, были ли эти германцы шпионами, чью миссию не удалось доказать, или все-таки просто спортсменами (читай, хулиганами). Но менее чем через два месяца общественное мнение не только провинциальной Перми, но и столиц ведущих держав оказалось взбудоражено сообщением об убийстве в Сараево наследника австрийского престола, а еще через месяц, 19 июля 1914 года началась мировая война..
А официальный рекорд дальности полета на аэростате, установленный Берлинером, продержался аж до 1978 года.

ЗАДОЛГО ДО ПАУЭРСА И РУСТА... 26 января 1914 года из местечка Биттерфельд, расположенного в Германии на юго-западе от Берлина в 35 километрах от города Галле, поднялся неуправляемый воздушный

ЗАДОЛГО ДО ПАУЭРСА И РУСТА... 26 января 1914 года из местечка Биттерфельд, расположенного в Германии на юго-западе от Берлина в 35 километрах от города Галле, поднялся неуправляемый воздушный

ЗАДОЛГО ДО ПАУЭРСА И РУСТА... 26 января 1914 года из местечка Биттерфельд, расположенного в Германии на юго-западе от Берлина в 35 километрах от города Галле, поднялся неуправляемый воздушный

.

Предыдущая запись УЧЕНЫЙ-ГОЛЛАНДЕЦ В ПЕНЗЕ
Следующая запись ПОЧЕМУ ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ОДИН ВИД ЛЮДЕЙ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *