Куско крупный центр в колониальную эпоху, столица бывшей империи инков город, подаривший миру своеобразное, самобытное искусство. Несмотря на то что идеалом для этих районов, как и для всей Латинской Америки в целом, служили произведения итальянских мастеров Возрождения, испанские и фламандские картины, несмотря на то что первоначально в Куско работало много европейских художников, у которых учились местные живописцы, последним удалось создать полотна, порой наивные и несовершенные по мастерству, но удивительно своеобразные и трогательные, отличающиеся в трактовке образов ярко выраженной индивидуальной манерой.
Уже во времена конкисты и начала колонизации в Куско, как и в Лиме, существовали мастерские, в которых под руководством испанских и итальянских художников обучалась талантливая местная молодежь (индейцы и метисы). Первыми известными европейскими живописцами, работавшими в Куско, были спутники Писарро Диего де Мора (портрет Атауальпы, 1533) и Хуан Иньиго де Лойола (его работа для местной временной церкви не сохранилась). В 1565 г., как известно из архивных документов, в городе над украшением церквей трудились испанские живописцы и скульпторы Педро де Касерес, Антонио Понсе и итальянец Сантанджело.
В церкви Сан Хоронимо (1572, в окрестностях Куско) сохранились интересные примеры настенных росписей, относящихся ко второй половине XVI в. Они, однако, оказали небольшое влияние на дальнейшее развитие местного искусства фресковая живопись в Куско не привилась. Ее имитировали развешенные по стенам нефов большие полотна, окруженные со всех сторон широкими рамами, напоминавшими деревянные панели. Нередко, как это особенно наглядно продемонстрировано в церкви Сан Хуан в Хули (к югу от Куско), не только картины (изображающие сцены из жизни Иоанна Крестителя «патрона» храма) обрамлены такими широкими панелями, но ими окружены и окна с глубокими проемами, стекла которых покрыты тонким слоем алебастра, что смягчает свет проникающих сюда ослепительных лучей солнца.
Большинство живописных произведений школы Куско скорее всего можно сравнить с иконами: они украшали многочисленные храмы высокогорья. Самые ранние работы этой школы выполнены темперой на негрунтованных холстах. Впоследствии, в XVII и XVIII вв. стали использовать хорошо загрунтованные холсты, по которым теперь уже писали маслом.
До недавнего времени большинство ученых считало, что привнесение в европейские стили сугубо местных черт, несколько архаичная манера письма породили в Куско приблизительно в середине XVII в. совершенно особый стиль метисский, или, как его еще иногда называют, «стиль провинциального высокогорья», во многом определивший развитие искусства Перу в колониальную эпоху.
Однако исследования крупнейшего специалиста в области латиноамериканского колониального искусства Мартина Сориа доказывают, что, во-первых, живописная школа Куско возникла не в середине XVII в., а уже вскоре после конкисты, о чем свидетельствует большое полотно «Богоматерь милосердия» (ок. 1565, церковь Сан Себастьян), в котором налицо характерный для произведений этой школы богатый декор, и, во-вторых, понятие «метисский стиль» (исследователь предлагает называть его народным стилем Куско) можно применить лишь к определенной части созданных в Куско произведений. М. Сориа говорит о наличии двух стилей в школе Куско метисского и европейского, каждый из которых определялся этнической принадлежностью мастера: с одной стороны индейцы и метисы, с другой креолы. Последние тяготели к искусству европейских мастеров, в то время как мастера-индейцы и метисы при работе над своими произведениями вдохновлялись дешевыми деревянными статуэтками религиозного характера, созданными во Франции, Фландрии, Каталонии и Валенсии, а также византийскими иконами XVI в. в большом числе обнаруженными в Перу и долгое время считавшимися произведениями школы Куско. Можно предположить, что эти иконы могли быть выполнены так называемыми «мадоньери» византийскими мастерами, писавшими образы мадонны, которые покинули родину после падения Византийской империи под ударами турок и осели главным образом в Италии и в Испании.
Искусство школы Куско в основном безымянно: причиной является сам способ производства, аналогичный цехам европейского средневековья. Картины обычно не подписывались и не датировались. Лишь в конце XVIIначале XVIII в. появились полотна мастеров, имена которых сохранила история.
До наших дней дошло большое число произведений школы Куско: до 5 тыс. полотен хранится только в самом Куско, много их и в окрестных городах, значительная часть картин разошлась по частным коллекциям. Hапример, большое собрание полотен хранится в Лиме, в частной коллекции Педро де Осма.
Произведения метисского стиля, сами богато орнаментированные, может быть, лучше смотрелись бы в простых рамах, но зеркала, привозимые из метрополии, ценились в колонии очень дорого, поэтому, чтобы отбитые осколки не выбрасывать, ими украшали рамы. Помимо этого, местные мастера, очевидно, полагали, что благодаря сиянию, исходившему от зеркал, увеличивается магическая сила образов.
Произведениям метисского стиля присуще плоскостное решение композиции. Наибольшая условность проявилась в изображении одежд, которые часто украшались металлической тесьмой и настоящим листовым золотом. В этом стремлении мастеров Куско обязательно украсить произведение золотом сказались и, их желание отдать дань своему прошлому инкам, и убеждение, что золото это то общее, что имело ценность, хотя и разную, в глазах и инков, и испанцев.
Любимым образом живописцев Куско, как и византийских «мадоньери», была мадонна. В ее лице местные жители видели заступницу от всех бед; она как бы воплощала в себе черты общечеловеческой матери. Нередко художники изображали ее окруженной гирляндами цветов, иногда даже связками рябчиков мотив, заимствованный мастерами метисского стиля у фламандцев. Одно из таких полотен находится в коллекции Педро де Осма.
С одной стороны, богоматерь одета так, как любили одеваться женщины Лимы. Из сообщений путешественников конца XVIII начала XIX в. известно, какую важную роль при дворе вице-короля играли драгоценности: как пишет известный английский путешественник Эдмонд Тэмпл, «количество бриллиантов и жемчуга было безмерно. Некоторые серьги были так велики, что для облегчения тяжести, приходящейся на уши, через темя проходила золотая цепочка». Но определенную роль сыграли и кечуанские церемониальные платья местные мастера при создании своих мадонн и святых явно вдохновлялись широкими, с расшитым золотом орнаментом одеждами инков.
Для изображения богоматери существовало несколько иконографических схем: самая сильная по глубине чувств «Страдающая богоматерь» (этот тип преобладал в XVIII в.); богоматерь типа «Непорочное зачатие», характерным примером которой является богоматерь из собора в Куско; «Богоматерь с младенцем», часто по композиции и настроению напоминающая мадонн раннего итальянского Возрождения (братья Пьетро и Амброджио Лоренцетти). Любопытным является редко встречающееся в иконографии стран Европы и Америки изображение мадонны девочкой за прялкой (коллекция Д.-К. Фрейра, Денвер, США).
Тот факт, что приблизительно в одно и то же время в Куско создавались разные по стилю и духу картины, свидетельствует о наличии нескольких мастерских, часть из которых тяготела к искусству фламандскому, а часть к итальянскому и испанскому.
Другим излюбленным в Куско сюжетом были архангелы. Особенно много существует изображений архангела Михаила, самые ранние из которых относятся к середине XVII в. Одно из них находится в Лиме, в Музее изобразительных искусств. Архангел одет в офицерскую форму. Однако ни очень нарядная униформа, которая сохраняется почти во всех изображениях этого архангела с небольшими изменениями, ни мушкет никак не создают впечатления грозного «небесного воина». Скорее, это красиво одетый придворный вельможа. О его принадлежности к небесному сану свидетельствуют лишь крылья за спиной. Близки к этому «Архангел Михаил» из церкви Сан Педро в Сепите (вторая половина XVII в.) и «Архангел Михаил с аркебузом» (Куско, XVIII в.), В XVIII в. в картинах с изображением архангелов заметным становится сильное влияние французского придворного искусства, в частности стиля рококо; нарядный камзол, шляпа с плюмажем, ленты, изысканные жесты рук все это мало чем отличает изображение архангела Михаила от портретов вице-королей.
Помимо богоматерей и архангелов писались распятия, встречающиеся, однако, значительно реже. Художники изображали страдающего Христа обязательно с открытыми ранами и язвами, что «давало наивное натуралистическое представление об Esse Homo». Были распространены и картины на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, но преобладали произведения, иллюстрирующие жизнь того или иного святого. Многие подобные полотна до сих пор украшают стены храмов Куско, Хули, Поматы и Потоси. Так, в верхнем этаже самой красивой в Куско церкви Ла Мерсед, построенной в XVII в., помещается серия картин, воспроизводящих эпизоды из жизни Св. Петра Ноласко, основателя Ордена мерседариев. Этот святой XIII в. родился и прожил всю свою жизнь в Ирландии, но местный мастер, ничего не знавший о природе далекой страны, перенес его в знакомую среду. Представленные сцены разворачиваются в основном на улицах Куско, а у персонажей темная кожа и большие миндалевидные глаза индейцев. Как всегда, произведение очень декоративно: летающие птицы, разгуливающие по улицам павлины, на изображение которых художника, очевидно, натолкнула картина какого-нибудь европейского мастера, так как павлины в Южной Америке не водились.
Одним из крупнейших художников школы Куско был Киспе Тито, работавший в городе между 1627 и 1687 гг. Его наиболее известные произведения («Св. Семейство», 1631, церковь Санто Доминго; «Вознесение», 1634, церковь Сан Себастьян; «Страшный суд», монастырь Сан Франсиско; серия знаков зодиака, ок. 1680, собор Куско) свидетельствуют о тяготении к искусству фламандских мастеров с их любовью к пейзажу. Влияние Киспе Тито было одним из самых решающих в школе Куско; он явился создателем определенного направления в этой школе. Последователем его можно считать М. Ускамайту, работавшего во второй половине XVII в. главным образом в Куско. «Бегство в Египет», украшающее сакристию монастыря Ла Мерсед, достоверное произведение художника. Очень декоративное, оно могло бы послужить картоном для гобелена. На картине изображены Мария, Иосиф и младенец Иисус, держащий в руке посох. Переданная очень условно перспектива свидетельствует о том, что завоевания Ренессанса мало тронули душу этого мастера. Несмотря на общий европейский характер картины, в ней очень много черт, говорящих об индейском происхождении Ускамайты. Так, на голове у Марии шляпа, напоминающая головные уборы индейцев-кечуа; дерево, под которым проходят путники, совмещает в себе ствол перуанской пальмы и ветви европейского дуба.
В церкви Санта Ана находятся полотна, изображающие 10 сцен «Процессии Corpus Christ» излюбленного мастерами Куско сюжета, выполненные около 1660 г. Ускамайтой или его учениками. Среди толпы, сопровождающей повозку, много индейцев в свободных светлых одеждах. Так же как и испанские монахи, они несут кресты и хоругви.
Вторым в живописи школы Куско было направление, мастера которого тяготели к искусству испанских мастеров XVIXVII вв.. Родоначальником этого «испанского» направления был Мартин де Лойяса, работавший в Куско между 1648 и 1663 гг. Его произведениям с гладкими, темными фонами (самое известное «Поклонение волхвов») свойственны крупные планы со статичными фигурами.
Индейцам с их пантеистическим восприятием мира смысл христианского вероучения зачастую оставался чуждым и непонятным. В связи с этим у художников появляется определенная тенденция примитивизации некоторых особенно сложных понятий катехизиса. Так, изображение св. Троицы в образе одного трехликого бога позволяло индейцу быстрее разобраться в том, что бог един (Куско, коллекция А. Фернандеса Солера).
Кроме полотен на религиозную тематику в Куско создавались и произведения нерелигиозные: это в основном изображения исчезающего народа инков, инкских принцев и принцесс потомков королей Тауантинсуйю, к созданию образов которых местные художники тяготели с известной долей грусти. В церкви иезуитов находится полотно (повторение в Арекипе), изображающее бракосочетание Мартина Лойолы, вице-короля Чили и племянника Игнатия Лойолы основателя Ордена иезуитов с инкской принцессой. Принцесса облачена в национальные одежды, так же одета и ее семья, сидящая позади молодых на возвышении, защищенная от солнца зонтиком, сделанным из перьев попугаев и фламинго.
К историческому жанру можно отнести анонимное полотно «Америка, кормящая чужестранцев» (ок. 1780, Монтевидео, собрание Д. Осборн). Характерным для этой картины является введение в композицию растительного и животного мира Перу: пальмы, птицы (попугаи гуакамайо), ламы, обезьяны, муравьеды.
Помимо школы Куско в колониальное время получили развитие еще две крупные школы вице-королевства: Потоси и.Чукисаки (территория современной Боливии). В отличие от большей части анонимных произведений школы Куско произведения этих школ подписаны. Высказывается мнение, что значительная часть живописных полотен, которые приписываются школам Потоси и Чукисаки, на самом деле принадлежит Куско. Тем не менее произведения этих двух школ отличаются гораздо большим «европеизмом», особенно полотна, созданные в Чукисаке, что позволяет некоторым авторам прямо назвать их маньеристичными.
К концу колониального периода развитие изобразительного искусства школ Куско, Потоси, Чукисаки и других андских городов постепенно замирает. Многие мастера уже во второй половине XVIII в. уезжают в Лиму, откуда распространяют свой стиль на все побережье. В XIX в. с приходом в страну стиля неоклассицизма искусство Куско, теряя присущий ему барочный характер, практически совершенно вымирает. Некоторые художники, правда, пытаются продолжать традиции своих предшественников, но теперь их талант зачастую выливается в примитивизм. В период освободительной борьбы и первые годы независимости часть мастеров становится портретистами героев-освободителей. Вскоре, однако, это искусство вытесняется академическим, которое занимает доминирующее положение в Перу на протяжении всего XIX в.
Источник: Сборник «Культура Перу». Автор Шепешнева Н. А.